рус

IКЕА уже здесь? Что делать иностранной корпорации с теми, кто уже давно использует ее имя в Украине

05 07 2018

Скачать статью

Посмотрев на вывески торговых помещений на окраинах Киева или в регионах можно подумать, что IКЕА уже не только пришла в Украину, но и построила обширную сеть. Конечно же, читатели AllRetail знают, что это не так. Но ведь дело не только в IКЕА. К украинскому рынку давно присматриваются H&M, Amazon, Spar и другие бренды. Однако, недавно в публичном поле поднялся вопрос именно о нарушении прав IКЕА, которая рассматривает возможность вхождения на украинский рынок. Некоторые наши коллеги-юристы уже высказались по этому поводу. Мы тоже поделимся своими мыслями о том, как с юридической точки зрения обстоят дела у иностранцев, которые собрались заходить в Украину, но обнаружили, что их имя уже повсеместно используется, на примере потенциального кейса IКЕА.

1. Общая логика законодательства

Начнем с того, что у украинского законодательства в этом вопросе есть логика. Более того, эта логика достаточно приближена к жизни.

Допустим, нас смущает, что кто-то активно использует фирменное лого IKEA при продаже бытовых товаров в Украине или даже зарегистрировал торговую марку (ТМ) IКЕА в Украине на свое имя. Мы говорим: - Так все ж знают, что IКЕА принадлежит шведам! А украинское законодательство по защите интеллектуальной собственности отвечает: - Знак IКЕА можно признать общеизвестным и эту даст ему не хуже, чем если бы шведы его зарегистрировали.

Мы говорим: - И вообще, так нечестно – ну и что, что IКЕА не работала на рынке Украины и, возможно, не регистрировала здесь свою ТМ 1, она же начала использовать ТМ раньше. Законодательство о защите от недобросовестной конкуренции говорит: - Отсутствие регистрации не мешает защитить право на использование своего знака, если ты начал его использовать раньше.

Мы справедливо возмущаемся: - Наивный потребитель может подумать, что они торгуют настоящей IКЕА! Украинское законодательство говорит: - Если IКЕА ненастоящая, такого делка можно признать виновным во введении в заблуждение потребителей, а также в продаже контрафактной продукции и даже привлечь к уголовной ответственности.

Теперь серьезно.

2. Всемирная слава: признание ТМ общеизвестной

Ни у кого не возникает сомнений относительно известности брендов Forbes, Lexus, Intel, Johnnie Walker или Rolex – все они, к тому же, признаны общеизвестными торговыми марками в Украине. Согласно законодательству торговая марка может быть признана общеизвестной в суде (как правило, вместе с отменой недобросовестной регистрации конкурентов) или в административном порядке в Апелляционной палате МЭРТа.

Для признания ТМ общеизвестной оцениваются усилия правообладателя: география и длительность использования марки для определенных товаров и услуг в т. ч. непрерывность использования, продвижение марки на мероприятиях, в рекламе, онлайн. Очевидно, с этим у шведской компании проблем не возникнет. Кроме того, на рассмотрение подаются зарубежные регистрации и опыт признания ТМ общеизвестной в других странах.

Апелляционная палата или суд оценивают восприятие марки потребителями: для того, чтобы доказать, что марка узнаваема среди потребителей правообладатель должен предоставить результаты соцопроса, да не произвольного, а с предусмотренными законодательством четкими критериями, которые нужно соблюсти.
Усилия по сбору доказательств стоят результата. Статус общеизвестной торговой марки дает правообладателю карт-бланш:

• права на общеизвестную ТМ возникают на основании решения Апелляционной палаты МЭРТа или суда, и не требуют дополнительной регистрации;
• правовая охрана предоставляется с даты, выбранной заявителем по своему усмотрению (при условии, что он может обосновать известность ТМ по состоянию на выбранную дату);
• общеизвестная ТМ получает охрану в отношении неоднородных товаров, то есть правообладатель имеет право запрещать использовать ТМ или ее имитацию в отношении любых товаров и услуг.

3. Неправомерное использование торговых марок

Законодательство запрещает использование имени, коммерческого наименования, торговой марки или любого другого обозначения, зарегистрировано оно или нет, если это может привести к "смешению" с деятельностью компании, которая вышла на рынок под этим обозначением раньше. Нарушением считается как непосредственное копирование ТМ, так и имитирование оригинального обозначения – короче говоря, любая попытка получить рыночные преимущества за счет чужой репутации. За соблюдением этих правил строго следит Антимонопольный комитет Украины.

Заявителю надо доказать первенство использования: в нашем почти гипотетическом примере у шведской компании с этим проблем не должно возникнуть – например, у компании есть ТМ, зарегистрированная еще в 1994 году. Также необходимо подтвердить репутацию обозначения заявителя, в первую очередь среди потребителей в Украине, факт использования и сходство обозначений, и осведомленность ответчика о деятельности заявителя.

Нарушителю грозит штраф около 15-45% от выручки, полученной под чужим брендом, но не больше 5% выручки за последний год. Например, Симферопольский вино-коньячный завод за 6 месяцев использования ТМ CAPTAIN JACK, очень напоминающего CAPTAIN MORGAN™, был оштрафован на 128,733.85 грн 2.

4. Возвращаясь к вечному вопросу "серого"импорта

Ввоз в Украину без разрешения правообладателя коммерческих партий законно купленных за границей оригинальных товаров, – краткое описание параллельного или "серого" импорта в рамках украинской дискуссии. Явление стало предметом острых обсуждений в украинском бизнесе и потребительском сегменте.

Высокое качество товаров, отменная репутация производителя с более чем полувековой историей, относительно невысокий ценовой сегмент – потребители любят IКЕА, а значит есть смысл продавать товар в Украине, ведь потребителю все равно, каким путем стол IКЕА попадает к нему в дом. Возможно, в многочисленных "магазинах IKEA" в Украине тоже продается в том числе оригинальный товар IKEA, купленный оптом за границей.

Регулирование в сфере интеллектуальной собственности предлагает решение проблемы «серого» импорта путем установления режима исчерпания прав – после первой законной продажи правообладатель не может препятствовать дальнейшей реализации товара. Особенность применения правила – в географическом ограничении: международный режим исчерпания говорит, что первая продажа с разрешения правообладателя может быть проведена в любой стране мира, а национальный режим ограничивает географию первой продажи до конкретной страны. Но, как и в любой теории, тут есть множество нюансов, которые можно использовать в свою пользу.

5. Обманывать – нехорошо

Вообще, статья 15-1 ("пятнадцать-прим") Закона Украины "О защите от недобросовестной конкуренции", введение в заблуждение потребителя, – это любимая статья антимонопольщиков, since 2008. В нашем примере, введение в заблуждение прослеживается как минимум в двух вопросах:

(а) потребитель может подумать, что торговец продает оригинальную мебель производства ИКЕА;

(б) потребитель может подумать, что торговец каким-то образом связан с ИКЕА и придерживается их стандартов обслуживания и сервиса.

Если торговец продает мебель производства IКЕА пункт (а) снимается. Но пункта (б) вполне достаточно, чтобы признать торговца виновным в нарушении и оштрафовать на круглую сумму. В случае с тем же Симферопольским вино-коньячный заводом, Антимонопольный комитет квалифицировал использование обозначений CAPTAIN JACK BLACK и BLACK JACK именно как введение в заблуждение потребителя, а не как неправомерное использование торговой марки. При чем, штраф был куда убедительнее, чем в случае с торговыми марками, – 14,067,786.00 грн 3.

6. В заключение

Успешно бороться за свое доброе имя в Украине вполне возможно. При правильно выстроенной стратегии, можно с минимальными затратами задействовать имеющиеся юридические инструменты. К счастью, в украинской правовой системе, такие инструменты существуют. Более того, они эффективны и вполне могут обеспечить мягкую посадку и IКЕА, и любой другой компании с мировым именем, которая хочет освоить украинский рынок.

______________________________

1 - на самом деле, IKEA давным-давно зарегистрировала Тм в Украине – самая ранняя Тм № 6094 получила охрану еще в 1994 г

2http://www.amc.gov.ua/amku/doccatalog/document?id=132378&schema=main

3http://www.amc.gov.ua/amku/doccatalog/document?id=120092&schema=main

Опубликовано: AllRetail.ua, №82, 2018

Авторы: Николай Бойчук, Дарья Ромащенко