публікації

Провал будівельної реформи

26/05/2011

«Здесь происходит то же самое, что с чахоткой: врачи говорят, что вначале эту болезнь трудно распознать, но легко вылечить; если же она запущена, то её легко распознать, но трудно излечить». (Никколо Макиавелли, «Государь»)
 
17 февраля 2011 года ознаменовалось кардинальным вторжением в систему градостроительного законодательства Украины, которое связано с принятием закона Украины «О регулировании градостроительной деятельности» (далее – «Закон»), отменой закона Украины «О планировании и застройке территорий» и существенным изменением ключевых строительных законов. Нововведения вступили в силу с 12 марта 2011 года, за некоторыми исключениями.

Под лозунгами «упрощения разрешительных процедур» фактически была изменена и ужесточена концепция реализации строительных проектов. Концепция нового строительного законодательства раскрывается в нормах части 3, 4 статьи 24 Закона: при отсутствии плана зонирования или детального плана территорий, утвержденного в соответствие с требованиями Закона, предоставление земельных участков коммунальной (государственной) собственности в собственность, пользование физическим или юридическим лицам для целей строительства, а также изменение их целевого назначения запрещается. Несмотря на то, что нормы, устанавливающие запреты, вступают в силу с 1 января 2012 года, фактический запрет уже возник. Многие муниципалитеты отказывают и в приватизации, и в отводе земельных участков под застройку. Это объясняется тем, что ключевые процедуры при реализации строительного проекта неотъемлемо связаны с наличием и соблюдением требований градостроительной документации. К таким процедурам относятся: разработка землеустроительной документации (статья 25), реализация права на застройку (статья 26), которые должны осуществляться в соответствие с градостроительной документацией в условиях отсутствия переходного периода и каких-либо исключений.

Как мы и прогнозировали, со вступлением в силу Закона была парализована разрешительная и инвестиционная деятельность в строительстве (колонка от 13 февраля 2011 года).

Уже 2,5 месяца как в Украине невозможно приступить к реализации новых строительных проектов, поскольку отсутствуют правовые возможности получения градостроительных условий и ограничений застройки - первого разрешительного документа в строительном алгоритме. Причина проста – отсутствует порядок выдачи градостроительных условий и ограничений, который должен быть утвержден Кабинетом Министров Украины. Уникальность сложившейся ситуации заключается в том, что даже с появлением упомянутого постановления, выдача градостроительных условий и ограничений будет возможной только при наличие такого вида градостроительной документации как детальный план территории и соответственно генерального плана населенного пункта (если речь идет о строительстве в пределах населенного пункта) или схемы планировании территории (если речь идет о строительстве за пределами населенного пункта). При этом в соответствие с законом детальный план территории должен содержать не только градостроительную часть, но и план земельно-хозяйственного устройства. Утвердить детальный план территории в новых условиях даже за средства инвестора тоже невозможно, поскольку этот процесс сдерживается отсутствием: ДБН О составе, структуре и порядке разработки и утверждения детального плана территории (Подлежит утверждению Минрегионстрой совместно с Госкомзем), положения о порядке проведения общественных слушаний (подлежит утверждению Кабинетом Министров Украины).

Игра в цифры на тему «сколько разработано и принято документов на выполнение закона» уже мало кого впечатляет, поскольку качество быстро принимаемых документов оставляет ожидать их последующего изменения. А когда 4 принятых документов вдруг превращаются в 24 из 44 по информации Интерфакс Украина от 18 мая 2011 года, то возникает вопрос – или это ошибка корреспондента, либо кто-то целенаправленно вводит в заблуждение премьер-министра.

С 13 мая 2011 года стало возможным получить разрешение на выполнение строительных работ или подать декларацию о начале строительных работ, поскольку вступило в силу постановление КМУ от 13 апреля 2011 г. N 466. Но актуальным вопросом остается вопрос о правильном присвоении категории сложности создаваемому объекту, ведь это ключевой вопрос при определении разрешительного алгоритма. Ошибка в этом вопросе чревата получением статуса объекта самовольного строительства и ответственностью заказчика и его должностных лиц (административной, финансовой, уголовной).

Удивляет тот факт, почему строительную реформу решили превратить в строительный эксперимент?! Ведь анализируемый закон фактически не имеет переходного периода и вполне закономерно, что его вступление приостанавливает ряд процессов и фактически сдерживает инвестиционную активность. Спрогнозировать подобное развитие событий было несложно еще до принятия закона в целом, что мы и сделали. Невольно складывается впечатление, что строительная псевдореформа, идеологически верно преподнесенная, является спланированной акцией по подрыву реформаторского имиджа правительства.

Девелоперы и заказчики строительства пока молчат - еще верят и ждут, что действительно будут упрощения. Самое время признать провал реформы и начать работу над усовершенствованием закона «О регулировании градостроительной деятельности». С просьбами об этом к премьер-министру Украины уже неоднократно обращались депутаты городских советов, некоторые народные депутаты Украины и т.д.


 

Що нового?

Найважливіша аналітика у вашій пошті.