публікації

Життєздантість податку на нерухомість: перспективи законодавчих ініціатив

29/05/2012

Анна Сісецька

Партнерка, адвокатка

Антимонопольне та конкурентне право,
Банківське та фінансове право,
Торгівля та комерційна діяльність,
Авіація,
Споживчі товари та роздрібна торгівля,
Транспорт та інфраструктура

(Стаття доступна тільки в російській версії)

Налог на недвижимость включен в налоговую систему Украины с 1994 г. Законодательство же, предусматривающие практическую возможность его взимания, появилось в Украине только спустя семнадцать лет. Несмотря на такую длительную историю внедрения, очевидные недостатки имплементированной в налоговое законодательство концепции, которая, по сути, проигнорировала релевантный мировой опыт, заставляют власть возвращаться к вопросу указанного налога еще до начала его взимания.

Так, 11 мая 2012 г. Кабинет министров подал в Верховную Раду Законопроект №1047, которым предлагается внести изменения в ст. 265 Налогового кодекса в отношении порядка расчета базы налогообложения. В частности, предлагается взимать налог не с жилой, а с общей площади объекта жилищной недвижимости. По мнению инициаторов, предложенный подход в большей мере соответствует принципу социальной справедливости, принимая во внимание возможность переоборудования и перепланировки, уменьшающих жилую площадь объекта и, соответственно, базу налогообложения.

Неделей позже, 17 мая 2012 г., в Верховной раде в соответствии с инициативами народного депутата А. Павловского был зарегистрирован Законопроект №1047-1, которым предполагается еще более углубиться в понимание социальной справедливости: указанным законопроектом предлагается исключить из объектов налогообложениия квартиры и дома, принадлежащее физическим лицам, общая площадь которых не превышает 240 кв.м. и 500 кв.м, соответственно. Примечательно, что при этом, подпункт 265.4.1 ст. 265 Налогового кодекса, которым предусмотрена возможность уменьшения базы налогообложения на 120 кв.м. квартиры и 250 кв.м. дома, осталась без изменений. То есть, в случае принятия указанного Законопроекта в предложенной редакции, физические лица – собственники жилой недвижимости будут фактически освобождены от налоговых обязательств в отношении 360 кв.м. общей квартирной площади и 750 кв.м. общей домовой площади. Исключение садовых и дачных домов из базы налогообложения также предлагается оставить без изменений.

Таким образом, базу налогообложения предлагают существенным образом сузить, исключая из нее большую часть жилого фонда страны. Очевидно, что в случае поддержания законодательных инициатив, налог усугубит свой декоративно-поверхностный характер, существенно уменьшая прогнозированные фискальные поступления в местные бюджеты. Алогичность такого шага сопровождается совершенно специфичным пониманием инициаторов законодательных нововведений принципа социальной справедливости, принимая во внимание сознательное исключение из объекта налогообложения коммерческой недвижимости, имеющей цель приносить ее собственнику прибыль.

Предельный размер ставки налога за 1 кв. м, подлежащей определению местными советами, предлагается оставить неизменным: 1% и 2,7% в зависимости от площади объекта жилой недвижимости. То есть, в 2012 г. сумма налога на квартиры с общей площадью до 240 кв.м. и дома – до 500 кв. м., если такие объекты не будут исключены из объектов налогообложения в соответствии с Законопроектом №1047-1, будет рассчитываться, исходя из 10,73 грн. за квадратный метр. За каждый квадратный метр соответствующей жилой недвижимости, общая площадь которой превышает указанную, собственник заплатит до 30,19 грн.

Отчасти, конечно, наличие подобных инициатив по изменению соответствующего налогового законодательства Украины – оправдано, принимая во внимание как упомянутые авторами законопроектов проблемы, так и замолчанные, среди которых, в частности, главной остается отсутствие законодательного определения «жилой площади», являющейся на сегодняшний день базой налогообложения. Тем не менее, предложенные к рассмотрению законопроекты, устраняя очерченные проблемы, создают новые, сопряженные с налогообложением «неполезной» или вспомогательной площади, не имеющей какой-либо существенной экономической ценности.

Очевидно, что решение существующих и намечающихся, принимая во внимание возможное принятие проанализированных законопроектов, проблем возможно только в случае возвращения к экономической обоснованности налога. В частности, рано или поздно законодателю придется вернуться и найти оптимальное решение по двум главным на сегодняшний день вопросам: (1) налогообложение коммерческой недвижимости по примеру большинства стран Европы, Америки и Азии; и (2) адекватная рыночная обоснованность базы налогообложения.

Так, налогообложение коммерческой недвижимости, приносящей собственнику прибыль, видится вполне целесообразным шагом, который, впрочем, должен быть совершен комплексно, исходя из интересов как государства, так и собственника. К примеру, в большинстве европейских стран, сумма уплаченного налога на недвижимость относится на затраты собственника, уменьшающие обязательства последнего по налогу на прибыль. Также, более обоснованной для абсолютного большинства европейских стран базой налогообложения является стоимость имущества (рыночная или оценочная), вместо предусмотренного у нас квадратного метра, который не только в разных регионах страны, но и в разных районах одного города, имеет совершенно разную стоимость и порождает для собственников несоизмеримые блага. Такие подходы, к слову, были отражены и в утвержденной распоряжением Кабинета министров 19 февраля 2007 г. Концепции реформирования налоговой системы Украины, которые, впрочем, не нашли практического применения в нынешних реалиях.

Для следования опыту развитых стран и возможности внедрения подобных концепций налога на недвижимость в Украине необходимо разрешить сопутствующие проблемы, которые на сегодняшний день все острее и острее ощущаются украинским обществом, и решение которых переносят из года в год по политическим причинам. В частности, речь идет о таких ключевых проблемах как: (1) проведение инвентаризации недвижимого имущества для получения актуальных данных о его технических параметрах и характеристиках; (2) запуск единого государственного реестра недвижимого имущества, содержащего актуальные данные о недвижимости и о земельном участке, на котором такая недвижимость расположена; (3) утверждение адекватной методики расчета стоимости имущества для целей определения базы налогообложения; (4) экономически взвешенный расчет ставки налога на недвижимость, учитывая уровень платежеспособности населения и уровень необходимости жилья как блага для каждого члена семьи собственника.
В целом, идея с введением налога на недвижимость соответствует интересам современного цивилизованного общества, но следует признать, что исполнение этой идеи в нынешних украинских реалиях оставляет желать лучшего. В нынешнем виде налог на недвижимость вызывает много вопросов как с точки зрения экономической обоснованности, так и с точки зрения принципов социальной справедливости. Совершенно очевидно, что концепция налога требует более взвешенной, ответственной и комплексной работы государства в сотрудничестве с экспертами, консультантами и общественными организациями. В противном случае, никаких ощутимых положительных результатов, соизмеримых с государственными затратами на его администрирование, взимание такого налога не принесет.

building.ua
29.05.2012

Автор: Ганна Сісецька

Що нового?

Найважливіша аналітика у вашій пошті.

більше аналітики

23/05/2022

Q&A provides an overview of Competition Compliance in Ukraine

Анна Сісецька, Євгеній Сенченко

15/04/2022

Стаття доступна англійською мовою

Анна Сісецька, Євгеній Сенченко