публікації

Удосконалення законодавства чи посилення контролю на фондовому ринку?

26/07/2012

(Стаття доступна тільки в російській версії) 

4 июля 2012 года Верховным Советом Украины был принят Проект Закона «О внесении изменений некоторые законодательные акты Украины относительно усовершенствования законодательства в ценных бумагах» № 8120-д (далее – «Проект»), который 17 июля с.г. был направлен на подпись Президенту Украины. На дату подготовки данного материала указанный проект еще не был подписан, однако уже обещает существенно изменить регулирование в этой сфере. Изменения вступят в силу через 6 месяцев после даты опубликования Закона.

Ниже приведены основные изменения и новеллы, с которыми в скором времени столкнуться участники рынка на практике.

Курс на сокращение количества бездействующих АО

Проект вводит дополнительные основания для прекращения АО, а именно:

  • непредоставление АО на протяжении двух лет подряд НКЦБФР информации, в том числе регулярной, специальной информации и другой информации, предусмотренной Положением о раскрытии информации эмитентами ценных бумаг № 1591 от 19 декабря 2006 года;
  • несоздание органов АО на протяжении одного года с даты регистрации НКЦБФР отчета о результатах частного размещения акций среди его учредителей;
  •  несозыв АО общего собрания акционеров на протяжении двух лет подряд.


Более того, НКЦБФР наделяется правом обращения в суд с иском о прекращении АО по указанным основаниям.

Стоит отметить, что на сегодняшний день решение суда о прекращении АО является основанием для внесения записи в ЕГР о том, что юридическое лицо пребывает в состоянии прекращения и автоматически не освобождает АО от проведения проверок контролирующих органов (налоговой инспекции, Пенсионного фонда Украины), составления ликвидационного баланса и других действий.
Зачастую на практике, указанные действия не совершаются, поскольку общее собрание не созывается и ликвидатор не назначается.

Изменения, предложенные Проектом, призваны частично разрешить эту проблему. Так, предусматривается, что решением суда о ликвидации юридического лица руководитель, исполнительный орган или истец может быть назначен ликвидатором или включен в состав комиссии по прекращению юридического лица.

Изменения, предложенные Проектом в части дополнительных оснований для прекращения АО в судебном порядке, призваны дисциплинировать АО, и направлены на сокращение в Украине количества так называемых «мертвых» АО.

Среди существенных изменений также стоит отметить дополнение перечня документов, предоставляемых государственному регистратору для прекращения юридического лица копией распоряжения об отмене регистрации выпуска акций (для АО) и справкой НКЦБФР об отсутствии неотмененных выпусков ценных бумаг (для эмитентов облигаций, ипотечных сертификатов и других эмиссионных ценных бумаг).

До вступления в силу изменений, предложенных Проектом (через 6 месяцев после опубликования Закона), НКЦБФР совместно со специально уполномоченным органом по вопросам государственной регистрации должен разработать порядок предоставления юридическими лицами информации об эмиссии ценных бумаг государственным регистраторам. .

В случае если до вступления в силу указанных изменений такой порядок разработан не будет, не исключено, что на практике государственные регистраторы будут требовать такие справки об отсутствии выпусков эмиссионных ценных бумаг от всех юридических лиц для соблюдения требований Закона Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц-предпринимателей».

Усиление контроля над рекламой ценных бумаг и фондового рынка

Проект предусматривает значительное расширение перечня требований к рекламодателям на фондовом рынке, а также дополнительные функций НКЦБФР по соблюдению законодательства о рекламе.

Так, Проектом установлено, что распространение рекламы (внесение изменений в рекламу) ценных бумаг осуществляется исключительно после ее предварительного предоставления в НКЦБФР для согласования не менее чем за 10 рабочих дней до планируемой даты ее распространения.

Распространение рекламы без ее предварительного предоставления в НКЦБФР для согласования влечет за собой применение штрафа в размере от 50 до 150 процентов от стоимости размещенной рекламы.

В отношении предоставления разрешения на распространение рекламы Проектом устанавливается применение принципа «молчаливого согласия» – если НКЦБФР на протяжении семи рабочих дней со дня получения проекта рекламы не приняла решение о запрете ее распространения, распространение считается согласованным.

НКЦБФР вправе запретить распространение рекламы рекламодателю, направив ему соответствующее решение и указав на допущенные им несоответствия или нарушения законодательства.

Проектом также детализирован и дополнен перечень информации рекламного характера, который согласно Закону Украины «О рекламе» является рекламой ценных бумаг. В случае вступления в силу Проекта рекламой ценных бумаг будет являться информация рекламного характера об ИСИ, размещаемых ценных бумагах и эмиссионных ценных бумагах, находящихся в обращении, товарах и услугах профессионных участников фондового рынка, саморегулируемых организаций и рейтинговых агентств.

По аналогии с рекламой деятельности, подлежащей лицензированию, которая должна содержать данные лицензии рекламодателя, реклама ценных бумаг должна будет содержать информацию о регистрации соответствующего выпуска ценных бумаг, указанную в свидетельстве о регистрации данного выпуска.

Проектом также предлагается уточнить перечень информации, которая не является рекламой ценных бумаг. Согласно действующей редакции Закона Украины «О рекламе» таковой не является информация, которая подлежит обязательному обнародованию согласно действующему законодательству.

Согласно Проекту, эта категория информации дополнена также информацией, предоставляемой профессиональным участником фондового рынка своему клиенту или потенциальному клиенту во время проведения таким участником своей деятельности, информацией о хозяйственной деятельности ИСИ, профессионных участников фондового рынка и саморегулируемых организаций, рейтинговых агентств, если такая информация не связана с деятельностью на фондовом рынке, обобщенными информационно-аналитическими материалами и статистическими данными относительно состояния фондового рынка, информацией о ценных бумагах и других финансовых инструментах, допущенных к торгам на фондовой бирже, которая обнародуется такой фондовой биржей.

Анализ указанных изменений позволяет сделать вывод о том, что предложенные изменения направлены в первую очередь на защиту прав инвесторов, а процедура согласования рекламы с учетом установленного принципа молчаливого согласия не будет излишне обременительной для эмитентов, профессиональных участников фондового рынка и других игроков. Вместе с тем, в случае усиления активности на фондовом рынке, по истечению установленного срока на согласование, рекламные материалы о некоторых ценных бумаг могут оказаться неактуальными.

Требования к публичному размещению акций

Среди существенных изменений стоит также отметить новеллу Проекта, обязывающую публичные акционерные общества осуществлять публичное размещение акций дополнительных эмиссий исключительно на фондовой бирже, что является логическим продолжением инициатив НКЦБФР по активизации и развитию фондового рынка Украины.

Вместе с тем, не исключено, что в силу низкой активности и интереса инвесторов к фондовому рынку Украины, эту норму Закона о ценных бумах постигнет участь положения статьи 24 Закона Украины «Об акционерных общества» об обязательности совершения сделок с акциями публичных АО исключительно на фондовой бирже, когда неготовность как эмитентов, так и потенциальных инвесторов, привели к отмене указанного положения в феврале 2011 года.

ЮРИСТ&ЗАКОН
№44, 24.07-26.07.2012

Автор: Анна Бабич, Оксана Краснокутська

 

Що нового?

Найважливіша аналітика у вашій пошті.

більше аналітики

02/02/2021

Попри те, що закон є основним джерелом українського права, судова практика відіграє важливу роль. Подекуди практики з пересторогою ставляться до норм закону, поки про них схвально не висловиться суд. Суд справді може заповнити прогалину в законі чи прояснити суперечливі норми. Це сприяє однаковому застосуванню закону та, відповідно, забезпечує стабільність правовідносин. Однак часом проявляється і зворотний бік медалі, коли суд кардинально змінює позицію, чим додає невизначеності, чи фактично створює нові норми...

Артем Шматов, Володимир Ігонін

31/03/2017

Автор: Володимир Ігонін

Володимир Ігонін