публікації

НДФЛ превращается…

08/07/2010

Критика положений проекта Налогового кодекса увеличивается с каждым днем, однако, среди всех замечаний едва ли можно найти что-то «вот эдакое» в отношении положений раздела IV Проекта регулирующего налогообложение доходов физических лиц. Существенных изменений в этой части Проект Кодекса не предлагает.

Структура раздела IV Проекта

Принципиально структура изложения раздела IV Проекта аналогична Закону 889. Статьи 17 и 18 (касательно налогообложения доходов от предпринимательской деятельности (не на упрощенной системе налогообложения), и лиц, занимающихся независимой профессиональной деятельностью) основаны на положениях раздела 4 Декрета N 13-92, действующего и поныне.

Пусть читателя не вводит в заблуждение лаконичность статьи 1 раздела IV Проекта («Определение Терминологии»). Основной массив терминологии приведен в статья 16 Раздела I Проекта («Определение Понятий»).

Ставка налога

В ходе работы над проектом предполагалось, что ставка налога будет прогрессивной (т.е. в зависимости от размера дохода должна была применяться пониженная ставка 15% или повышенная – 17% или 20%), но, принятая в первом чтении редакция Проекта не вносит никаких изменений в этой части. Стандартная ставка налога, как и прежде, составляет 15%. В отдельных случаях применяются специальные ставки: 0%, 1%, 5%, 10% или 30%.

Налоговая социальная льгота

Проект кодекса, так же как и Закон 889, предусматривает случаи, когда сумма налогооблагаемого дохода может быть уменьшена, что повлечет за собой некоторое уменьшение применимого налога. Такое право закреплено за отдельными категориями граждан, которые, обычно, требуют особой социальной защиты. Проект кодекса предлагает внести некоторые изменения в существующий порядок. Право на такую льготу предлагается предоставить также лицам, содержащим двух и более детей до 18 лет, и госслужащим, при этом, вдовцов и вдов по каким-то причинам предлагается льготы лишить, а для лиц, воспитывающих трех и более детей, размер льготы может быть уменьшен.

Определение резидентности и налогообложение нерезидентов

В 2009 году налоговая служба начала активно лоббировать применение двойной ставки к доходам иностранцев, несмотря на то, что такой поход по сути является дискриминационным: доходы резидентов Украины подлежат налогообложению по ставке 15%, в то время как доходы нерезидентов облагаются налогом по ставке 30%. При этом даже соответствуя критериям резидентности установленным Законом, на практике не так легко отстоять свое право на применение ставки 15%! Правила определения резидентности изложенные в Законе 889 игнорируются налоговой службой, и фактически замещены порядком подтверждения статуса резидентности непредусмотренным ни одним нормативно-правовым актом! К сожалению, кодекс эту проблему не решил. Стоит отметить, что высшие должностные лица государственной налоговой службы декларировали готовность предусмотреть единую ставку для резидентов и нерезидентов.

Двойное налогообложение доходов от продажи/использования имущества

В большинстве случаев бесплатно полученное имущество (как подарок, наследство или выигрыш) подлежат налогообложению. При этом при последующем отчуждении такого имущества, полученный доход подлежит налогообложению, что приводит к его двойному налогообложению.

По общему правилу действующее законодательство не позволяет учитывать расходы, связанные с приобретением имущества при последующем его отчуждении, или ином распоряжении им. На практике это приводит к тому, что налогообложению подлежит выручка от продажи, например, квартиры, без учета расходов по ее приобретению. Независимо от того, отчуждается ли имущество с прибылью или убытком, - налогообложению такая операция будет подлежать в любом случае.

Аналогично, например, доходы от сдачи недвижимого имущества в аренду подлежат налогообложению без учета расходов по содержанию такого имущества и/или в связи с его приобретением. К сожалению, разработчики Проекта не озаботились этой проблемой. А она может стать более актуальной, в случае, если упрощенная система налогообложения не будет распространяться на деятельность, связанную с недвижимым имуществом, как предлагается Проектом.

Предпринимательская деятельность

Сегодня не так много частных предпринимателей работающих на «обычной» системе налогообложения. В случае если упрощенная система станет недоступной (а это может случиться, если проект Кодекса не будет изменен), для многих может стать сюрпризом, что доход от предпринимательской деятельности выплачивается авансом в сумме равной налогу, уплаченному в прошлом году. Едва ли найдется много неискушенных в тонкостях налогового законодательства предпринимателей, желающих выплачивать авансом налог, не имеющий никакой связи с получаемым сегодня доходами!

Итак, действительно, мало что изменилось для большинства из нас. Однако, изучение Проекта, заставило еще раз задуматься о том, что «если бы…». Очень хочется надеяться, что какая-то часть таких «бы» найдет свое отражение в Проекте принятом во втором чтении.

Що нового?

Найважливіша аналітика у вашій пошті.