публікації

Банкрутство боржника, якого ліквідує власник: особливості і процедура

25/08/2011

За последние несколько лет в Украине значительно увеличилось количество рассматриваемых хозяйственными судами дел о банкротстве, возбужденных по заявлению самого должника (либо собственника имущества должника, либо ликвидатора (председателя ликвидационной комиссии) должника). Институт так называемого «самобанкротства» и в предыдущие годы пользовался популярностью как инструмент, с помощью которого должники зачастую избавлялись от кредиторской задолженности, превысившей определенную критическую массу.

Противоречивость законодательного регулирования вопроса в свете возрастающей доли банкротств, возбуждаемых по заявлению должника или связанных с ним лиц, порождает необходимость уяснить практику применения соответствующего института.

Соотношение статьи 7 и статьи 51 Закона о банкротстве

Нормы, предусматривающие возбуждение дела о банкротстве по заявлению лица, отличного от кредитора (должника, собственника имущества должника, ликвидатора (председателя ликвидационной комиссии) должника, руководителя должника), содержатся сразу в трех статьях Закона Украины «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом» (далее – «Закон о банкротстве») – в статьях 7, 51 и 53 Закона.

В частности, часть 1 статьи 7 Закона о банкротстве предусматривает, что заявление о возбуждении дела о банкротстве может быть подано как кредитором, так и самим должником. Существуют даже случаи, когда должник обязан обратиться в суд с заявлением о собственном банкротстве (ч. 5 ст. 7 Закона о банкротстве).

В то же время, статья 51 Закона о банкротстве устанавливает обязанность ликвидатора либо собственника имущества должника обратиться в суд с заявлением о банкротстве должника, в отношении которого принято решение о ликвидации, в случае, если стоимости имущества должника недостаточно для погашения требований его кредиторов.

Статья 53 Закона о банкротстве регулирует особенности производства в деле о банкротстве должника, возбужденном по заявлению руководителя должника с целью проведения им санации должника.

Поскольку в статье 53 Закона о банкротстве речь идет о возбуждении дела о банкротстве исключительно с целью проведения санации должника его руководителем, то на практике не возникает вопросов о том, каким образом соотносятся нормы статей 51 и 53 Закона о банкротстве.

Вопрос же о соотношении норм, содержащихся в статьях 7 и 51 Закона о банкротстве, с достаточной четкостью урегулирован нормативно и единообразно разрешается судами.

Так, если факт недостаточности стоимости имущества должника для погашения требований кредиторов установлен до принятия уполномоченным органом должника решения о ликвидации должника, заявление о банкротстве должника подается в суд на основании ст. 7 Закона о банкротстве.

Если этот факт установлен после принятия решения о ликвидации должника, но до назначения ликвидатора, заявление о банкротстве должника подается в суд собственником имущества должника (на практике – руководителем должника или иным лицом, уполномоченным на это участниками хозяйственного общества) также на основании ст. 7 Закона о банкротстве. При этом, однако, рассмотрение такого дела о банкротстве должника, даже несмотря на то, что стоимости имущества должника не хватает для погашения требований кредиторов, осуществляется по обычной процедуре, предусмотренной Законом о банкротстве, без учета «послаблений», предусмотренных ст. 51.

Следовательно, упрощенная процедура, предусмотренная ст. 51 Закона о банкротстве, применяется только в том случае, когда уполномоченный орган управления должника принял решения о ликвидации должника, был назначен ликвидатор должника (создана ликвидационная комиссия) в порядке статьи 105 ГК Украины, после чего был установлен факт недостаточности стоимости имущества должника (постановление ВХСУ от 22.03.2005 г. по делу № 10/247).

Особенностями упрощенной процедуры о банкротстве, предусмотренной ст. 51 Закона о банкротстве, являются:

a. быстрое вхождение должника в стадию ликвидации в связи с отсутствием стадий распоряжения имуществом и санации, что является ключевым преимуществом такой процедуры по сравнению с общей процедурой о банкротстве.
b. отсутствие разделения кредиторов должника на категории конкурсных и текущих.
c. возможность оперативно пресечь возникновение на стороне должника новых обязательств, в том числе, обязательств по оплате налогов и сборов (следствием признания должника банкротом является полное прекращение его хозяйственной деятельности, а значит, для должника не могут возникать новые обязательства) (постановление ВХСУ от 16.06.2009 г. по делу № 50/379).

Основания для возбуждения дела о банкротстве и признания должника банкротом

Нормы, устанавливающие порядок ликвидации должника, в отношении которого принято решение о ликвидации, в том числе, через применение процедуры банкротства, содержатся в Гражданском кодексе Украины (статьи 104-105, 110-112), Хозяйственном кодексе Украины (статьи 60, 91), Законе о банкротстве.

Поскольку ГК Украины, как и ХК Украины, содержит нормы, которые, как может показаться на первый взгляд, создают конкуренцию с нормами, содержащимися в статье 51 Закона о банкротстве, неизбежно встает вопрос о том, какие нормы следует применять в случае, если должник ликвидируется по решению уполномоченного органа управления должника, но в порядке, предусмотренном статьей 51 Закона о банкротстве. В частности, распространяется ли на такие случаи требование о публикации ликвидатором объявления о прекращении должника (как это предусмотрено статьей 105 ГК Украины)? В каком порядке – предусмотренном ГК/ХК или Законом о банкротстве – кредиторы имеют право заявлять свои требования к должнику? И т.д.
В целом, сложившуюся судебную практику по этому вопросу обобщил Высший хозяйственный суд Украины, разъяснив, что положения статьи 51 Закона о банкротстве применяются в необходимой привязке к соответствующим положениям ГК Украины и ХК Украины, а следовательно, нормы указанных кодексов не подменяют собой, а дополняют положения, установленные Законом о банкротстве с учетом особенностей, предусмотренных ст. 51 Закона (информационное письмо ВХСУ от 05.02.2010 г. № 05-06/520/78).

Более того, существующая судебная практика прямо говорит о том, что применение порядка ликвидации должника по ст. 51 Закона о банкротстве всегда является следствием процедуры «добровольной ликвидации» должника по решению уполномоченного органа управления должника (например, постановление ВХСУ от 29.04.2009 г. по делу № 24/479-б).

Иными словами, не каждая процедура прекращения юридического лица посредством ликвидации заканчивается ликвидацией должника в процедуре банкротства в порядке статьи 51 Закона о банкротстве, но каждой процедуре банкротства в порядке статьи 51 Закона о банкротстве с неизбежностью предшествует процедура «добровольной ликвидации» должника в порядке, предусмотренном ГК Украины, ХК Украины и Законом Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц-предпринимателей».

В частности, необходимыми предпосылками для обращения ликвидатора в суд с заявлением о возбуждении дела о банкротстве в порядке статьи 51 Закона о банкротстве является выполнение ликвидатором в полном объеме требований гражданского и хозяйственного законодательства относительно «добровольной ликвидации» юридического лица:

a. проведение оценки стоимости имеющегося у должника имущества.
b. публикация объявления о ликвидации должника в порядке статьи 105 ГК Украины с целью выявления кредиторов и установления полного объема кредиторской задолженности.
c. уведомление органа Государственной налоговой службы о ликвидации юридического лица.
d. составление ликвидатором и утверждение уполномоченным органом управления должника промежуточного ликвидационного баланса, в котором отражены актив (имущество должника по результатам оценки) и пассив должника (заявленные на основании ч. 4 ст. 105 ГК Украины и принятые ликвидатором требования кредиторов) (постановление ВХСУ от 14.07.2010 г. по делу № 1/61-Б, постановление ВХСУ от 16.06.2009 г. по делу № 50/379, постановление ВХСУ от 13.01.2009 г. по делу № 24/243-б).

Иными словами, обращению в суд с заявлением ликвидатора о возбуждении дела о банкротстве должника на основании статьи 51 Закона о банкротстве обязательно предшествует прохождение должником практически всей процедуры «добровольной ликвидации».

Факт неоплатности попросту невозможно установить до тех пор, пока не будут сформированы в полном объеме актив (произойдет оценка имущества должника) и пассив (будут обнаружены все кредиторы должника) должника. Ведь лишь в результате сопоставления актива и пассива должника и можно будет установить, что имущества должника не хватает для удовлетворения требований всех кредиторов.

Формирование же актива и пассива должника происходит в ходе «добровольной ликвидации» должника:

(1) ликвидатор должника осуществляет оценку имущества должника;
(2) ликвидатор публикует в соответствующем издании объявление о ликвидации должника;
(3) будучи уведомленными о пребывании должника в процедуре ликвидации, кредиторы заявляют требования к должнику;
(4) по истечении указанного в объявлении о ликвидации срока - ликвидатор рассматривает и принимает/отклоняет требования кредиторов, заявленные к должнику;
(5) ликвидатор составляет промежуточный ликвидационный баланс, в котором отображает имеющее у должника имущество (его стоимость) и принятые требования кредиторов;
(6) уполномоченный орган должника, принявший решение о ликвидации должника, утверждает/отказывает в утверждении составленного ликвидатором промежуточного ликвидационного баланса.

Именно на основании утвержденного уполномоченным органом должника промежуточного ликвидационного баланса и происходит погашение кредиторских требований в ходе «добровольной ликвидации» должника. Следовательно, только с момента утверждения промежуточного ликвидационного баланса у ликвидатора могут появиться основания утверждать, что стоимости имущества должника недостаточно для удовлетворения требований кредиторов должника, так как до момента утверждения промежуточного ликвидационного баланса нельзя говорить о какой-либо степени определенности объема кредиторских требований, которые будут подлежать удовлетворению за счет имущества должника.

Таким образом, единственным основанием для возбуждения судом дела о банкротстве по статье 51 Закона о банкротстве и признания должника банкротом является установление факта неоплатности (недостаточности стоимости имущества должника для погашения требований его кредиторов), который [факт], как правило, устанавливается ликвидатором кредитора в процессе удовлетворения кредиторских требований в ходе «добровольной ликвидации» должника, но никак не может быть установлен ликвидатором ранее, чем будет утвержден промежуточный ликвидационный баланс.

Такой вывод вполне подтверждается существующей судебной практикой по этому вопросу (постановление ВХСУ от 01.09.2010 г. по делу № Б-50/223-09, постановление ВХСУ от 01.04.2009 г. по делу № Б26/195-08, постановление ВХСУ от 29.04.2009 г. по делу № 24/479-б).

Кроме этого, следует учитывать также то, что ч. 3 ст. 112 ГК Украины предоставляет кредитору, в принятии чьих требований ликвидатор должника отказал (требования которого не были включены в промежуточный ликвидационный баланс), право обратится в суд с иском к ликвидатору (ликвидационной комиссии). Такой иск должен быть заявлен кредитором не позднее одного месяца с момента получения им уведомления о полном либо частичном отказе в принятии его требований (ч. 5 ст. 112 ГК Украины).

Поскольку удовлетворение судом такого иска неизбежно приведет к увеличению пассива должника (вследствие принудительного включения в ликвидационный баланс должника требований еще одного кредитора), то существуют основания утверждать, что до истечения месячного срока, в течении которого «отклоненные» кредиторы имеют право подать иски, нельзя говорить о том, что пассив должника сформирован окончательно, а следовательно, невозможно утверждать о существовании факта неоплатности.

Поэтому при обращении в суд с заявлением о возбуждении дела на основании статьи 51 Закона о банкротстве необходимо помнить, что существует риск возврата такого заявления без рассмотрения на том основании, что до момента обращения в суд с заявлением ликвидатора в порядке статьи 51 Закона о банкротстве не истекли предусмотренные ч. 5 ст. 112 ГК Украины месячные сроки по каждому из кредиторов, в принятии требований которых отказал ликвидатор, что имело место на практике (постановлении ВХСУ от 01.04.2009 г. по делу № Б26/195-08).
Несоблюдение ликвидатором процедуры «добровольной ликвидации», установленной ГК/ХК Украины, грозит должнику следующими процессуальными последствиями:

1. суд возвращает заявителю без рассмотрения заявление о возбуждении дела о банкротстве на основании ч. 1 ст. 9 Закона о банкротстве (постановление ВХСУ от 14.07.2010 г. по делу № 1/61-Б), либо
2. суд прекращает производство по делу о банкротстве на основании п. 7 ч. 1 ст. 40 Закона о банкротстве и п. 11 ч. 1 ст. 80 ХПК Украины, если производство по делу было возбуждено по ст. 51 Закона о банкротстве без достаточных оснований для этого, а факт отсутствия оснований для возбуждения дела о банкротстве был установлен судом уже после возбуждения дела (п. 36 постановления Пленума Верховного Суда Украины от 18.12.2009 г. № 15 «О судебной практике в делах о банкротстве», постановление ВХСУ от 01.04.2009 г. по делу № Б26/195-08).

Заявление ликвидатора о возбуждении дела о банкротстве

Данные, которые ликвидатору следует отразить в заявлении о возбуждении дела о банкротстве на основании статьи 51 Закона о банкротстве, можно условно поделить на:
 
  • регистрационные данные (название суда, наименование должника, его адрес и идентификационный код, наименование кредитора, его адрес);
  • данные по существу дела (фактические обстоятельства, подтверждающие неоплатность должника, - данные о суммах задолженностей перед кредиторами, размерах подлежащих оплате штрафных санкций, сумме задолженности по оплате обязательных платежей (налогов, сборов, страховых взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование, других обязательных платежей), имеющемся у должника имуществе и его оценочной стоимости).
К заявлению ликвидатора о возбуждении дела о банкротстве должника на основании статьи 51 Закона о банкротстве обязательно должны прилагаться следующие документы:

(1) бухгалтерский баланс на последнюю отчетную дату;
(2) полный перечень имущества должника, находящегося в залоге у третьих лиц;
(3) решение уполномоченного органа управления должника о ликвидации должника и назначении ликвидатора (избрании ликвидационной комиссии);
(4) отчет об оценке имеющегося у должника имущества;
(5) доказательства публикации в специализированном издании Госкомпредпринимательства («Бюллетень государственной регистрации») объявления о прекращении должника путем ликвидации по решению участников;
(6) доказательства уведомления органа Государственной налоговой службы о добровольной ликвидации должника;
(7) промежуточный ликвидационный баланс;
(8) решение уполномоченного органа управления должника об утверждении промежуточного ликвидационного баланса.

Норма ч. 6 ст. 7 Закона о банкротстве относительно одновременной подачи должником плана санации вместе с заявлением о возбуждении дела о банкротстве не распространяется на случаи обращения с заявлением ликвидатора должника, относительно которого принято решение о ликвидации (п. 4.6. Рекомендаций Президиума ВХСУ от 04.06.2004 г. № 04-5/1193).

Обжалование постановления о признании должника банкротом

Очевидно, особую популярность среди должников упрощенная процедура банкротства, предусмотренная статьей 51 Закона о банкротстве, снискала благодаря возможности быстрого вхождения должника в ликвидационную процедуру, без каких-либо попыток восстановить его финансовую платежеспособность.

Так, согласно Закону, после возбуждения производства по делу о банкротстве по статье 51 Закона о банкротстве суд выносит постановление о признании должника банкротом, которым открывает ликвидационную процедуру и назначает ликвидатора.

Исходя из этого, в упрощенном производстве по статье 51 Закона о банкротстве ключевую роль для сторон по делу имеет именно постановление суда о признании должника банкротом. Следовательно, эффективность механизмов правовой защиты кредиторов должника, ликвидируемого в порядке статьи 51 Закона о банкротстве, следует оценивать в первую очередь по законодательно гарантированной возможности повлиять на ход процедуры банкротства путем обжалования постановления о признании должника банкротом.

В связи с этим, не может не вызывать недоумения подход, до недавнего времени применяемый высшими судебными инстанциями в отношении вопроса обжалования постановления о признании должника банкротом.

В частности, ранее Высшим хозяйственным судом Украины довольно четко артикулировалась позиция о том, что кредиторы должника, ликвидируемого по статье 51 Закона о банкротстве, не могут обжаловать постановление о признании должника банкротом, поскольку на момент вынесения такого постановления они не являются сторонами дела о банкротстве, а следовательно, их права и интересы не могут быть нарушены вынесением такого постановления (постановление ВХСУ от 15.03.2006 г. по делу № 18/153, постановление ВХСУ от 07.03.2007 г. по делу № Б-39/107-06, постановление ВХСУ от 07.11.2007 г. по делу № 15/375-б). Как утверждал ранее Высший хозяйственный суд Украины, постановление о признании должника банкротом в порядке статьи 51 Закона о банкротстве может быть обжаловано лишь самим должником либо его ликвидатором. Кредиторы же должника имеют право обжаловать лишь те судебные акты, которые будут вынесены после публикации ликвидатором соответствующего объявления о признании должника банкротом.
 
Естественно, указанная позиция побуждает оценивать ее критически на предмет соответствия такого подхода принципам законности и прозрачности процедуры банкротства.

Дальнейшее развитие практики применения норм статьи 51 Закона о банкротстве сказалось положительно на разрешении вопроса о допустимости обжалования постановления о признании должника банкротом по статье 51 Закона.

Так, анализ практики ВХСУ за последние два года позволяет сделать оптимистичные выводы.

Во-первых, постановление о признании должника банкротом по статье 51 Закона о банкротстве может быть обжаловано в апелляционном и кассационном порядке, даже несмотря на отсутствие в законе прямого указания на «обжалуемость» такого судебного акта (постановление ВХСУ от 01.04.2009 г. по делу № Б26/195-08, постановление ВХСУ от 22.09.2010 г. по делу № Б-24/24-10). Кроме того, что особенно важно, в последнем постановлении Пленума Высший хозяйственный суд Украины прямо указал на то, что постановления в делах о банкротстве подлежат пересмотру в апелляционном порядке (п. 1 постановления Пленума ВХСУ от 17.05.2011 г. № 7).

Во-вторых, постановление о признании должника банкротом по статье 51 Закона о банкротстве может быть обжаловано в апелляционном и кассационном порядке другими лицами (кроме должника или ликвидатора должника), при условии, что права или интересы этих лиц могут быть нарушены вынесением постановления. В частности, такими лицами могут быть кредитор должника, заявивший требования к должнику в ходе добровольной ликвидации последнего на основании ч. 4 ст. 105 ГК Украины (постановление ВХСУ от 01.04.2009 г. по делу № Б26/195-08), государственная налоговая инспекция (постановление ВХСУ от 16.06.2009 г. по делу № 50/379, постановление ВХСУ от 29.04.2009 по делу № 24/479-б). Такой подход ВХСУ вполне соответствует норме статьи 91 ХПК Украины в редакции Закона от 07.07.2010 г. № 2453-VI.

Вместо заключения

Подытоживая сказанное, предлагаем вниманию читателя примерный пошаговый план ликвидации субъекта хозяйствования (далее – «должник») в ходе процедуры банкротства по статье 51 Закона о банкротстве:

1. Принятие уполномоченным органом управления должника решения о ликвидации должника и назначении ликвидатора (ликвидационной комиссии).
2. Подача государственному регистратору по месту регистрации должника документов для целей внесения в сведения Единого государственного реестра записи о решении уполномоченного органа управления должника о прекращении должника путем ликвидации.
3. Размещение ликвидатором (ликвидационной комиссией) объявления о ликвидации должника в специализированном издании государственного регистратора (с установлением срока для предъявления кредиторами требований к должнику, который не может составлять меньше двух месяцев от даты публикации).
4. Уведомление ликвидатором (ликвидационной комиссией) соответствующего органа Государственного налоговой службы о ликвидации должника.
5. Осуществление ликвидатором (ликвидационной комиссией) оценки имеющегося у должника имущества.
6. Составление ликвидатором (ликвидационной комиссией) промежуточного ликвидационного баланса должника, в котором отражаются сведения об имуществе должника и заявленных кредиторских требованиях, в том числе, отдельно - о принятых ликвидатором кредиторских требованиях .
7. Принятие уполномоченным органом управления должника решения об утверждении промежуточного ликвидационного баланса.
8. Удовлетворение ликвидатором требований кредиторов, заявленных на основании ч. 4 ст. 105 ГК Украины, в очередности, установленной ст. 112 ГК Украины («удовлетворение кредиторских требований в ходе добровольной ликвидации должника») .
9. Подача ликвидатором в хозяйственный суд заявления о возбуждении дела о банкротстве должника на основании статьи 51 Закона о банкротстве (при условии, что в ходе «добровольной ликвидации» должника обнаруживается факт неоплатности должника) .
10. Вынесение судом определения о возбуждении производства по делу о банкротстве должника.
11. Вынесение судом постановления о признании должника банкротом, открытии ликвидационной процедуры, назначении ликвидатора должника.
12. Размещение ликвидатором должника объявления о признании должника банкротом в газетах «Голос України» или «Урядовий кур’єр».
13. Формирование ликвидатором ликвидационной массы должника (по истечении месячного срока, в течение которого кредиторы, чьи требования к должнику не были погашены в ходе «добровольной ликвидации» должника, имеют право заявить свои требования к должнику, признанному банкротом).
14. Погашение ликвидатором признанных кредиторских требований к должнику в очередности, установленной Законом о банкротстве.
15. Составление ликвидатором отчета и ликвидационного баланса после завершения всех расчетов с кредиторами.
16. Проведение аудиторской проверки ликвидационного баланса должника на предмет его достоверности и полноты.
17. Вынесение судом определения об (1)утверждении отчета ликвидатора и ликвидационного баланса должника, (2)ликвидации должника.
18. Осуществление государственной регистрации прекращения юридического лица должника в результате его ликвидации.
 
Юридична практика
№33, 16.08.2011

Що нового?

Найважливіша аналітика у вашій пошті.