публікації

Системи придбання товарів в групах

30/06/2008

Специально для «Юридической практики»

На Украине все больше распространяются и развиваются системы приобретения товаров в группах как форма покупки дорогостоящих товаров. Принцип данной деятельности заключается в том, что лица объединяются в группу с целью приобретения товара. Каждый из ее участников оплачивает часть стоимости товара (ежемесячный взнос). За счет взносов всех участников группы приобретается товар, который передается одному из участников. Далее товар таким же образом приобретается для других участников группы. Группа продолжает существование, пока товар подобным способом не будет приобретен для всех ее участников.

Деятельность по администрированию систем приобретения в группах уже давно стала самостоятельной и динамично развивающейся. На рынке Украины работают более 20 компаний-администраторов, общее число участников таких систем оценить сложно, но, к примеру, только в системе приобретения автомобилей «Автоплан» их более 80-ти тысяч.

Не ограничиваясь автомобилями и бытовой техникой, системы в последнее время охватывают и приобретение объектов недвижимости. Принципы и экономические особенности данной деятельности достаточно подробно описаны в публикациях экономических и деловых изданий.

Юридические особенности отношений, возникающих при приобретении товара в группах, были описаны ранее на страницах «ЮП» (Хоменко А. Правовые признаки «покупки в группах» // Юридическая практика. — 2004. — № 34 (384)). В данной статье отмечалось, что для Украины необходимо специальное нормативное регулирование деятельности систем покупки в группах, а также государственный контроль за их деятельностью с целью защиты прав и интересов участников систем как потребителей и администраторов как участников рынка.

В последнее время на Украине были предприняты попытки регулирования данной деятельности. Государственной комиссией по регулированию рынка финансовых услуг Украины принято распоряжение «Об отнесении операций по администрированию приобретения в группах к финансовым услугам и утверждении Положения об осуществлении деятельности по администрированию приобретения в группах» № 4618 от 15 сентября 2005 года. Министерство юстиции Украины отказало в регистрации данного распоряжения, ссылаясь на то, что деятельность по администрированию приобретения в группах не определена как финансовая услуга в Законе Украины «О финансовых услугах и государственном регулировании рынков финансовых услуг» (Закон о финансовых услугах).
Госфинуслуг также был разработан законопроект, предусматривающий внесение изменений в Закон о финансовых услугах. Содержание и анализ этого законопроекта ранее были приведены на страницах «ЮП» (Валюшко А. Строим пирамиды законно // Юридическая практика. — 2006. — № 23 (441)). Как следует из Анализа регуляторного влияния законопроекта, основной целью данного проекта является регулирование операций с финансовыми активами, привлеченными от физических лиц, и направлен он, в частности, на регулирование деятельности по администрированию приобретения в группах, которая, по мнению его разработчиков, «отвечает всем признакам финансовых услуг».

По моему мнению, прежде чем устанавливать регулирование деятельности по администрированию приобретения в группах в статусе финансовой услуги, необходимо детально проанализировать и с точностью выяснить, действительно ли такая деятельность является финансовой услугой. Приведенные ниже аргументы могут свидетельствовать о том, что услуги по администрированию приобретения в группах не являются услугами финансового характера.

Согласно определениям терминов в Законе о финансовых услугах, финансовые услуги — это операции с финансовыми активами, осуществляемые в интересах третьих лиц за собственный счет или за счет этих лиц, а в случаях, предусмотренных законодательством, и за счет привлеченных от других лиц финансовых активов с целью получения прибыли или сохранения реальной стоимости финансовых активов (часть 5 статьи 1 Закона). Полагаю, что такое определение является очень сложным и недостаточно точным, и в случае необоснованно широкого толкования или попыток буквального толкования только его частей любое привлечение денежных средств, даже простая оплата товара, может толковаться как элемент финансовой услуги.

Для сужения сферы применения Закона и, очевидно, в целях более правильного понимания определения финансовой услуги в статье 4 содержится уточнение: в целях применения настоящего Закона финансовыми услугами являются конкретно перечисленные в данной статье виды деятельности — доверительное управление финансовыми активами, услуги в сфере страхования и накопительного пенсионного обеспечения и т.д. В данном перечне Закон содержит определение видов деятельности, являющихся финансовой деятельностью по своей природе, а также важное, на мой взгляд, определение рынка финансовых услуг. Так, к рынкам финансовых услуг принадлежат профессиональные услуги на рынках, которые обеспечивают обращение финансовых активов (часть 6 статьи 1 Закона).

С экономической точки зрения финансовые услуги — это услуги, связанные с трансформацией денежных средств в денежный капитал. При этом осуществление деятельности по оказанию финансовых услуг включает такие элементы, как отчуждение денежных средств их обладателем, использование переданных денежных средств как денежного капитала, то есть собственно трансформация денежных средств в капитал, завершение трансформации, то есть возвращение инвестированного капитала и полученного от него дохода (прибавочной стоимости).

Таким образом, исходя из нормативного определения термина «финансовая услуга», определения рынка финансовых услуг, содержащегося в Законе перечня финансовых услуг, а также экономического содержания финансовой услуги, следует, что финансовые услуги так или иначе связаны с движением/обращением финансовых активов. При этом в определении финансовых услуг и рынка финансовых услуг речь идет об обращении финансовых активов, тогда как в системе приобретения товара в группах движение денежных средств производится в смысле осуществления расчетов, а именно — оплаты участником товара и оплаты услуг/работ администратора системы.

В системе приобретения товара в группах содержание основных правоотношений между участником системы и администратором состоит в том, что участник передает администратору деньги для приобретения товара, а администратор обеспечивает передачу товара в собственность участника. Все полученные от участников денежные средства администратор незамедлительно уплачивает производителю товара, а производитель, в силу договора с администратором, обязан передать оплаченный товар тем участникам системы, которых укажет администратор. В данном случае возникают отношения, направленные на приобретение товара в собственность, точнее, на выполнение администратором работ, завершающихся достижением участником определенного результата — получением товара.

Фактически участник вкладывает денежные средства для приобретения товара с целью удовлетворения своих личных бытовых нужд. В связи с этим представляется очевидным, что простое приобретение товара посредством выполнения администратором определенных работ по созданию и администрированию системы остается простым приобретением товара, являющимся, по сути, простой тратой денежных средств в обмен на потребительский товар.

Администратор действительно получает от участников группы денежные средства в качестве оплаты товара и выполненных им работ, но это не является привлечением денежных средств с целью их размещения и использования как капитала. В данном случае происходит уплата денежных средств в смысле осуществления расчетов, а именно — оплата товара определенным способом и в определенные сроки и оплата услуги, точнее, работы администратора. При этом не происходит привлечения, размещения и использования денежных средств как денежного капитала, а деятельность администратора системы не выходит за рамки договора возмездного оказания услуг, регулируемого положениями главы 63 Гражданского кодекса Украины.

Для сравнения: страховые и строительные компании, негосударственные пенсионные фонды и различные институты коллективного инвестирования в силу специфики своей деятельности вынуждены аккумулировать значительные денежные средства, требующие размещения, в активы, приносящие доход. То есть деятельность таких организаций связана с использованием механизмов вложения денежного капитала. Специфика использования денежного капитала страховых и строительных организаций заключается в том, что используемые ими формы вложения капитала должны обеспечивать повышенную надежность размещения средств, а также возможность максимально быстрого превращения размещенных средств в денежную форму (последнее особенно важно для страховых компаний). Логично и очевидно, что деятельность таких организаций регулирование финансовых услуг, конечно же, затрагивает.

В системе приобретения товара в группах администратор получает доход исключительно в качестве оплаты своих услуг. Иными словами, получает плату за выполнение определенных работ, включая возмещение своих хозяйственных расходов. Получение администратором прибыли за счет оплаты услуг не означает получения прибыли от размещения/использования привлеченных денежных средств, что характерно для финансовых услуг.

Система приобретения товара в группах предусматривает, что оплаченный участником процент (часть) стоимости товара не подлежит дальнейшему пересчету в случае изменения цены товара. Однако такой экономический эффект достигается исключительно за счет оплаты получаемого товара по цене, действующей в момент его получения, а не за счет того, что уплаченные участником денежные средства используются как самовозрастающая стоимость и как капитал, предназначенный для того, чтобы приносить доход с целью сохранения таким образом реальной стоимости финансовых активов.

Резюмируя вышеизложенное, под финансовой услугой, полагаю, следует понимать деятельность, связанную не только с привлечением, но и одновременно с размещением и использованием финансовых активов. Системный анализ норм Закона о финансовых услугах, приведенные в нем определения финансовой услуги и рынка финансовых услуг, экономическое содержание финансовой услуги и анализ отношений при приобретении товара в группах свидетельствуют о том, что деятельность администратора такой системы не является собственно финансовой услугой, поскольку непосредственно не связана с размещением и использованием финансовых активов. А получение администратором денежных средств в качестве оплаты товара и оплаты его услуг не является операцией с финансовыми активами в значении финансовой услуги.

Учитывая распространение и развитие систем приобретения товаров в группах, специальное регулирование деятельности по администрированию приобретения в группах и государственный контроль за деятельностью администраторов становятся все более необходимыми. Однако такое регулирование не должно искусственно менять существующую природу и характер правовых отношений, так как это может повлечь негативные последствия для лиц, успешно и правомерно осуществляющих администрирование приобретения в группах на Украине уже в течение нескольких лет.

Що нового?

Найважливіша аналітика у вашій пошті.