Начиная с 2004 года, в Украине начинает формироваться законодательство, регулирующее вопросы присвоения кредитных рейтингов долговым инструментам и субъектам хозяйствования. Нормативно-правовым стартом в вопросах рейтингования можно считать Распоряжение КМУ от 1 апреля 2004 г. N 208-р, которым была утверждена Концепция создания системы рейтинговой оценки регионов, отраслей национальной экономики, субъектов хозяйствования. Спустя полтора года происходит частичная систематизация вопросов рейтингования в одной-единственной статье закона – статье 41 Закона Украины «О государственном регулировании рынка ценных бумаг». Впоследствии мы могли наблюдать формирование подзаконной нормативной базы в сфере рейтингования – решения ГКЦБФР №1042 от 21.05.2007, №198 от 22.02.2006, №444 от 23.06.2006, №855 от 19.09.2006 и т.д.
Уникальностью процесса эволюции украинского законодательства в сфере рейтингования можно считать непоследовательность и в некотором смысле даже противоречивость нормотворчества, ярко отразившиеся в решении ГКЦБФР от 16 октября 2009 года № 1057. Упомянутое решение направлено на замену «обязанности» эмитентов облигаций в части предоставления отчетов о присвоении кредитных рейтингов на их «право», несмотря на положения статьи 41 Закона Украины «О государственном регулировании рынка ценных бумаг», предусматривающие обязательное рейтингование открытых выпусков облигаций.
На фоне противоречивого нормотворчества в последнее время наблюдается и тенденция в части исключения/отмены специального законодательного регулирования вопросов рейтингования, о чем свидетельствуют последние законодательные инициативы – законопроект КМУ №5523 от 18.01.2010, законопроект народного депутата Украины И.В. Лысова №5288 от 29.10.2009.
В связи с таким подходом к вопросам рейтингования возникает закономерный вопрос – к чему приведет отмена специального законодательного (нормативно-правового) регулирования деятельности по предоставлению рейтинговых услуг и соответствует ли это практике стран Европейского Союза, к стандартам которых мы пытаемся привести свое законодательство.
Экскурс в европейское законодательство, регулирующее применение кредитных рейтингов и деятельность рейтинговых агентств, покажет вполне сформированное системное законодательство, включающее:
Уникальностью процесса эволюции украинского законодательства в сфере рейтингования можно считать непоследовательность и в некотором смысле даже противоречивость нормотворчества, ярко отразившиеся в решении ГКЦБФР от 16 октября 2009 года № 1057. Упомянутое решение направлено на замену «обязанности» эмитентов облигаций в части предоставления отчетов о присвоении кредитных рейтингов на их «право», несмотря на положения статьи 41 Закона Украины «О государственном регулировании рынка ценных бумаг», предусматривающие обязательное рейтингование открытых выпусков облигаций.
На фоне противоречивого нормотворчества в последнее время наблюдается и тенденция в части исключения/отмены специального законодательного регулирования вопросов рейтингования, о чем свидетельствуют последние законодательные инициативы – законопроект КМУ №5523 от 18.01.2010, законопроект народного депутата Украины И.В. Лысова №5288 от 29.10.2009.
В связи с таким подходом к вопросам рейтингования возникает закономерный вопрос – к чему приведет отмена специального законодательного (нормативно-правового) регулирования деятельности по предоставлению рейтинговых услуг и соответствует ли это практике стран Европейского Союза, к стандартам которых мы пытаемся привести свое законодательство.
Экскурс в европейское законодательство, регулирующее применение кредитных рейтингов и деятельность рейтинговых агентств, покажет вполне сформированное системное законодательство, включающее:
- базовые положения - Положение о деятельности рейтинговых агентств, утвержденное Европейским парламентом и Советом Министров, вступившее в силу с декабря 2009 года.
- специальные профильные директивы - Директива 2006/48/ЕС Европейского Парламента и Совета (рейтингование в деятельности кредитных учреждений); Директива 2004/39/ЕС Европейского Парламента и Совета (рейтингование в деятельности инвестиционных компаний); Директива Совета 73/239/ЕЕС, Директива 2002/83/ЕС Европейского Парламента и Совета (рейтингование в сфере страхования); Директива 2009/ХХ/ЕС Европейского Парламента и Совета (рейтингование в сфере институтов совместного инвестирования); Директива 2003/41/ЕС Европейского Парламента и Совета (рейтингование в сфере пенсионных фондов).
- Кодекс фундаментальных положений деятельности рейтинговых агентств, утвержденный Техническим комитетом Международной организации регуляторов фондового рынка, применяемый на добровольной основе.
Обобщающий смысл упомянутых законодательных актов Европейского союза по вопросам рейтингования сводится к следующему. Рейтинговые агентства, присваивающие кредитные рейтинги, играют важную роль на мировом банковском рынке и мировом рынке ценных бумаг, так как их кредитные рейтинги используются клиентами, заёмщиками, эмитентами и государственными органами в качестве важной информационной составляющей при принятии решений об осуществлении инвестиций и вложений. Кредитные учреждения, инвестиционные фирмы, страховщики, компании осуществляющие перестрахование, предприятия коллективного инвестирования в ценные бумаги, а также учреждения по пенсионному страхованию используют такие кредитные рейтинги в качестве рекомендации при осуществлении подсчётов необходимых капитальных вложений для поддержания своей платежеспособности либо определения рисков своей инвестиционной деятельности. В результате, кредитные рейтинги имеют серьёзное влияние на ситуацию на рынках, а также на доверие инвесторов и потребителей. Таким образом, чрезвычайно важно, чтобы деятельность рейтинговых агентств соответствовала принципам честности, открытости, ответственности и надлежащего управления для того, чтобы обеспечить независимость, объективность и надлежащее качество результатов, которые в дальнейшем будут использоваться в Европейском союзе.
На сегодняшний день главные офисы большинства рейтинговых агентств находятся за пределами Европейского Союза. В большинстве стран-членов ЕС деятельность рейтинговых агентств, а также условия осуществления ими рейтингования не урегулированы. Несмотря на важную роль рейтинговых агентств в функционировании финансовых рынков, их деятельность регулируется законодательством ЕС только по ограниченному кругу вопросов, например, Директивой 2003/6/ЕС Европейского Парламента и Совета от 28 января 2003 года по внутренней торговле и рыночным махинациям. Кроме того, Директивой 2006/48/ЕС Европейского Парламента и Совета от 14 июня 2006 года относительно достаточности основного капитала инвестиционных фирм и кредитных учреждений со ссылкой на показатели рейтинговых агентств. Таким образом, важным вопросом остаётся установление норм и правил со строгими требованиями для обеспечения надлежащего качества рейтингов, присваиваемых рейтинговыми агентствами, зарегистрированными на территории ЕС. ЕС будет продолжать сотрудничество с международными партнёрами для обеспечения сближения правил, применяемых в отношении рейтинговых агентств.
Рейтинговые агентства должны присваивать кредитные рейтинги и осуществлять рейтинговую деятельность, так же как и любую другую сопроводительную деятельность на профессиональной основе. Осуществление любой другой сопутствующей деятельности не должно препятствовать честности и независимости рейтингования, осуществляемого рейтинговыми агентствами.
Таким образом, если сравнить тенденции формирования законодательства ЕС и Украины в части рейтингования, то становится очевидным, что они диаметрально противоположны: (а) ЕС целенаправленно регламентирует вопросы рейтингования в целях сделать этот процесс прозрачным и привлечь к ответственности рейтинговые агентства за результаты их деятельности; (б) Украина предпочитает отказаться от специального законодательного регламентирования деятельности рейтинговых агентств, сведя ее к разновидности консультационных услуг.
Для целей приведения законодательства Украины в сфере рейтингования к стандартам и положениям европейского законодательства, в юридической фирме «Василь Кисиль и Партнеры» был разработан законопроект «О государственном регулировании рынка рейтинговых услуг в Украине». Более того, по состоянию на сегодняшний день продолжает действовать часть 2 Заключительных положений Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты» от 15 декабря 2005 года № 3201-IV, обязывающая Кабинет Министров Украины разработать и подать на рассмотрение Верховной Рады Украины законопроект о национальном рейтинговании в Украине. Однако, несмотря на существование данного законодательного предписания, законопроекта о национальном рейтинговании в Украине за четыре года так и не появилось.
Базовые положения, которые предлагается включить в законопроект, сводятся к следующему:
- Отмена обязательного рейтингования долговых обязательств.
- Упрощение процедуры получения рейтинговыми агентствами статуса уполномоченного рейтингового агентства посредством упразднения конкурсной процедуры.
- Регламентация ответственности уполномоченных рейтинговых агентств и признанных международных рейтинговых агентств.
- Определение порядка оказания услуг по присвоению и обновлению кредитных рейтингов долговых обязательств, ценных бумаг и субъектов.
Хочу выразить надежду, что такой законопроект все же будет рассмотрен и принят. Это, в свою очередь, станет очередным шагом в адаптации украинского законодательства к законодательству ЕС. Таким образом, будет исчерпан вопрос о доверии к рейтинговым агентствам и кредитным рейтингам в целом.