публікації

Рейтингування в законі?

29/09/2010

Начиная с 2004 года, в Украине начинает формироваться законодательство, регулирующее вопросы присвоения кредитных рейтингов долговым инструментам и субъектам хозяйствования. Нормативно-правовым стартом в вопросах рейтингования можно считать Распоряжение КМУ от 1 апреля 2004 г. N 208-р, которым была утверждена Концепция создания системы рейтинговой оценки регионов, отраслей национальной экономики, субъектов хозяйствования. Спустя полтора года происходит частичная систематизация вопросов рейтингования в одной-единственной статье закона – статье 41 Закона Украины «О государственном регулировании рынка ценных бумаг». Впоследствии мы могли наблюдать формирование подзаконной нормативной базы в сфере рейтингования – решения ГКЦБФР №1042 от 21.05.2007, №198 от 22.02.2006, №444 от 23.06.2006, №855 от 19.09.2006 и т.д.

Уникальностью процесса эволюции украинского законодательства в сфере рейтингования можно считать непоследовательность и в некотором смысле даже противоречивость нормотворчества, ярко отразившиеся в решении ГКЦБФР от 16 октября 2009 года № 1057. Упомянутое решение направлено на замену «обязанности» эмитентов облигаций в части предоставления отчетов о присвоении кредитных рейтингов на их «право», несмотря на положения статьи 41 Закона Украины «О государственном регулировании рынка ценных бумаг», предусматривающие обязательное рейтингование открытых выпусков облигаций.

На фоне противоречивого нормотворчества в последнее время наблюдается и тенденция в части исключения/отмены специального законодательного регулирования вопросов рейтингования, о чем свидетельствуют последние законодательные инициативы – законопроект КМУ №5523 от 18.01.2010, законопроект народного депутата Украины И.В. Лысова №5288 от 29.10.2009.

В связи с таким подходом к вопросам рейтингования возникает закономерный вопрос – к чему приведет отмена специального законодательного (нормативно-правового) регулирования деятельности по предоставлению рейтинговых услуг и соответствует ли это практике стран Европейского Союза, к стандартам которых мы пытаемся привести свое законодательство.

Экскурс в европейское законодательство, регулирующее применение кредитных рейтингов и деятельность рейтинговых агентств, покажет вполне сформированное системное законодательство, включающее:
  1. базовые положения - Положение о деятельности рейтинговых агентств, утвержденное Европейским парламентом и Советом Министров, вступившее в силу с декабря 2009 года.
  2. специальные профильные директивы - Директива 2006/48/ЕС Европейского Парламента и Совета (рейтингование в деятельности кредитных учреждений); Директива 2004/39/ЕС Европейского Парламента и Совета (рейтингование в деятельности инвестиционных компаний); Директива Совета 73/239/ЕЕС, Директива 2002/83/ЕС Европейского Парламента и Совета (рейтингование в сфере страхования); Директива 2009/ХХ/ЕС Европейского Парламента и Совета (рейтингование в сфере институтов совместного инвестирования); Директива 2003/41/ЕС Европейского Парламента и Совета (рейтингование в сфере пенсионных фондов).
  3. Кодекс фундаментальных положений деятельности рейтинговых агентств, утвержденный Техническим комитетом Международной организации регуляторов фондового рынка, применяемый на добровольной основе.

Обобщающий смысл упомянутых законодательных актов Европейского союза по вопросам рейтингования сводится к следующему. Рейтинговые агентства, присваивающие кредитные рейтинги, играют важную роль на мировом банковском рынке и мировом рынке ценных бумаг, так как их кредитные рейтинги используются клиентами, заёмщиками, эмитентами и государственными органами в качестве важной информационной составляющей при принятии решений об осуществлении инвестиций и вложений. Кредитные учреждения, инвестиционные фирмы, страховщики, компании осуществляющие перестрахование, предприятия коллективного инвестирования в ценные бумаги, а также учреждения по пенсионному страхованию используют такие кредитные рейтинги в качестве рекомендации при осуществлении подсчётов необходимых капитальных вложений для поддержания своей платежеспособности либо определения рисков своей инвестиционной деятельности. В результате, кредитные рейтинги имеют серьёзное влияние на ситуацию на рынках, а также на доверие инвесторов и потребителей. Таким образом, чрезвычайно важно, чтобы деятельность рейтинговых агентств соответствовала принципам честности, открытости, ответственности и надлежащего управления для того, чтобы обеспечить независимость, объективность и надлежащее качество результатов, которые в дальнейшем будут использоваться в Европейском союзе.

На сегодняшний день главные офисы большинства рейтинговых агентств находятся за пределами Европейского Союза. В большинстве стран-членов ЕС деятельность рейтинговых агентств, а также условия осуществления ими рейтингования не урегулированы. Несмотря на важную роль рейтинговых агентств в функционировании финансовых рынков, их деятельность регулируется законодательством ЕС только по ограниченному кругу вопросов, например, Директивой 2003/6/ЕС Европейского Парламента и Совета от 28 января 2003 года по внутренней торговле и рыночным махинациям. Кроме того, Директивой 2006/48/ЕС Европейского Парламента и Совета от 14 июня 2006 года относительно достаточности основного капитала инвестиционных фирм и кредитных учреждений со ссылкой на показатели рейтинговых агентств. Таким образом, важным вопросом остаётся установление норм и правил со строгими требованиями для обеспечения надлежащего качества рейтингов, присваиваемых рейтинговыми агентствами, зарегистрированными на территории ЕС. ЕС будет продолжать сотрудничество с международными партнёрами для обеспечения сближения правил, применяемых в отношении рейтинговых агентств.

Рейтинговые агентства должны присваивать кредитные рейтинги и осуществлять рейтинговую деятельность, так же как и любую другую сопроводительную деятельность на профессиональной основе. Осуществление любой другой сопутствующей деятельности не должно препятствовать честности и независимости рейтингования, осуществляемого рейтинговыми агентствами.

Таким образом, если сравнить тенденции формирования законодательства ЕС и Украины в части рейтингования, то становится очевидным, что они диаметрально противоположны: (а) ЕС целенаправленно регламентирует вопросы рейтингования в целях сделать этот процесс прозрачным и привлечь к ответственности рейтинговые агентства за результаты их деятельности; (б) Украина предпочитает отказаться от специального законодательного регламентирования деятельности рейтинговых агентств, сведя ее к разновидности консультационных услуг.

Для целей приведения законодательства Украины в сфере рейтингования к стандартам и положениям европейского законодательства, в юридической фирме «Василь Кисиль и Партнеры» был разработан законопроект «О государственном регулировании рынка рейтинговых услуг в Украине». Более того, по состоянию на сегодняшний день продолжает действовать часть 2 Заключительных положений Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты» от 15 декабря 2005 года № 3201-IV, обязывающая Кабинет Министров Украины разработать и подать на рассмотрение Верховной Рады Украины законопроект о национальном рейтинговании в Украине. Однако, несмотря на существование данного законодательного предписания, законопроекта о национальном рейтинговании в Украине за четыре года так и не появилось.

Базовые положения, которые предлагается включить в законопроект, сводятся к следующему:
  • Отмена обязательного рейтингования долговых обязательств.
  • Упрощение процедуры получения рейтинговыми агентствами статуса уполномоченного рейтингового агентства посредством упразднения конкурсной процедуры.
  • Регламентация ответственности уполномоченных рейтинговых агентств и признанных международных рейтинговых агентств.
  • Определение порядка оказания услуг по присвоению и обновлению кредитных рейтингов долговых обязательств, ценных бумаг и субъектов.

Хочу выразить надежду, что такой законопроект все же будет рассмотрен и принят. Это, в свою очередь, станет очередным шагом в адаптации украинского законодательства к законодательству ЕС. Таким образом, будет исчерпан вопрос о доверии к рейтинговым агентствам и кредитным рейтингам в целом.
 

Що нового?

Найважливіша аналітика у вашій пошті.