Publication

The end of law firm glamour

11/06/2009

Интервью Еженедельнику "2000", июнь

«Время, которое можно назвать эпохой «юридического гламура» закончилось», -- считает ОЛЕГ МАКАРОВ, управляющий партнер фирмы «Василь Кисиль и Партнеры» и член правления Ассоциации юристов Украины. С Олегом Анатольевичем корреспондент «2000» встретился, чтобы выяснить, как переживают нынешний экономический кризис юристы -- представители профессии, которая последние годы в Украине считалась одной из самых престижных.

Работа юриста в докризисные времена в многочисленных рейтингах популярных профессий стабильно попадала в первую десятку. Когда наступил кризис многие предрекали, что для специалистов по работе с бумагами заемщиков, бренд-менеджеров, а также юристов наступят черные дни. Однако мой собеседник не выглядел подавленным или растерянным и охотно объяснил мне, что за «гламурная» эпоха недавно ушла в историю.

-- Давайте, сначала поговорим о том, что представляет собой рынок юридических услуг. Он живет по фундаментальным законам экономики и на этом рынке есть спрос и есть предложение. Так было до кризиса, так происходит и сейчас. Цена репутации юридической фирмы тоже никуда не делась -- сегодня она только повысилась.

Но зато уходит в прошлое эпоха юридического гламура -- время, когда важную роль играли внешние эффекты. Например, для выдачи кредита банку было необходимо дорогостоящее заключение с какой-то особенной печатью от какой-то «необыкновенной» юридической фирмы. Также прошло то время, когда юридические фирмы зазывали клиента и занимали какую-то позицию на рынке благодаря одной только рекламе или каким-то политическим комбинациям.

Сейчас востребованы интеллект, опыт, знания и результат. Также можно сказать, что сегодня есть спрос на инновации и реальную юридическую помощь. Думаю, это вообще характерно для нашего времени.

-- Насколько я понял, теперь красивая «упаковка», в которую заворачивали юридический «продукт», не имеет прежнего значения?

-- Разумеется, юридическая фирма должна уметь правильно подать свой «продукт» -- т. е. услуги, которые она предоставляет. Но сейчас клиенты стали рачительнее и их больше интересует не «обертка», а, то, что находится под ней.

-- А как тогда определить качество этого «продукта»?

-- Разница между хорошим и выдающимся результатом, в мире профессиональных услуг видна всегда. Именно она определяет заработок, позволяет создавать репутацию и занимать на рынке юридических услуг свою нишу. Расшифрую, что я имею в виду. Когда клиент обращается к нам, мы стараемся подойти к вопросу комплексно и договариваемся с ним об определенной методике нашей работы. Мы говорим, что первым этапом должен стать сбор объективной информации и фактов. Затем -- работа по юридическому анализу, полученной информации. После этого мы определяем цели, совместно готовим план их реализации, анализируем сильные и слабые стороны, оцениваем риски, изучаем возможности и ресурс -- временной, человеческий и финансовый, -- который нужно привлечь. Мы уходим от того, когда клиент говорит: «Я сам все проанализировал, собрал факты, поставил «диагноз» и назначил «лечение». А теперь вы, пожалуйста, идите и выполняйте работу юриста». Мне кажется, что проиграют те юридические фирмы, которые будут идти на поводу у таких пожеланий клиента. Только комплексная, эффективная и недорогая услуга будет в ближайшее время востребована на этом рынке.

Антикризисный корпоратив

-- Давайте вернемся на некоторое время назад и поговорим о том, как юридическая фирма «Василь Кисиль и Партнеры» встретила кризис.

-- Некоторые события, из тех, что случились прошлой осенью, мы прогнозировали. Наша фирма работает как с зарубежными, так и с украинскими компаниями и по тому, как готовятся и структурируются сделки, как вдохновенно ссорятся клиенты или наоборот понимают, что лучше сэкономить и заключить мировое соглашение, насколько мотивированы их заказы, можно сделать выводы о состоянии рынка. Кроме того, по активности бизнеса наших клиентов мы можем наблюдать, когда в страну идут инвестиции и когда происходит обратный процесс. Поэтому мы видели, что по некоторым сделкам происходит замедление, что откладывается принятие решений, что в ведущих мировых экономиках грядут серьезные перемены, которые коснутся и нас.

-- И что вы делали, когда эти перемены в мировой, а заодно украинской экономике стали реальностью?

-- Во-первых, мы выполнили свои обязательства перед сотрудниками по повышению зарплаты. Во-вторых, провели собрание трудового коллектива и объяснили, что начинается период серьезной турбулентности -- за финансовым кризисом идет кризис экономический, а затем социальный и проходить мы его будет управляемо и, главное, вместе. Мы объяснили, что катастрофы не произошло и спад рано или поздно закончится. И третье, что мы сделали -- провели всеми ожидаемый традиционный ежегодный корпоратив. Одновременно с этим принимались важные управленческие решения по реструктуризации наших юридических практик и отношений с клиентами.

Осенью многие руководители задавали вопрос: «Выживать или развиваться?». Мы выбрали второе. Не был уволен ни один человек, никому не понизили зарплату. Мы сделали серьезные инвестиции в персонал, в повышение профессионализма и в оптимизацию наших бизнес-процессов. В частности, мы стали развивать практики инфраструктурных проектов, эенергетики и природных ресурсов, интеллектуальной собственности. Кстати, значительно повысился уровень компетенции наших юристов, которые работают в судебной сфере, потому, что проектов в этой практике у нас стало больше. Мы перевели часть коллег из наиболее пострадавших практик, -- в частности, из «недвижимости и строительства», где у нас работало 14 человек -- в другие практики. И они там вполне успешно работают. Мы сохранили коллектив, сохранили спокойствие и смотрим в будущее уверенно и с оптимизмом.

-- Не ожидал от вас услышать такое. Многие директора фирм и предприятий реагировали на кризис снижением зарплат и увольнением сотрудников, а вы наоборот…

-- При этом мы не распределили значительную часть партнерской прибыли прошлого года. Мы предпочли ее инвестировать в людей. И сделали это совершенно сознательно.

-- Догадываюсь, что клиенты вашей юридической фирмы столкнулись с финансовыми трудностями. Что вы делали в этой ситуации?

-- Мы не стали снижать ставки на наши услуги, оставаясь в верхнем ценовом сегменте, но и повышать их мы тоже не стали. К клиентам, которые испытывали проблемы с финансами, мы отнеслись с пониманием. Договорились с ними о реструктуризации задолженности. Только сейчас некоторые из них заканчивают рассчитываться за выполненную работу. С некоторыми клиентами мы немного видоизменили форму работы. Кому-то предложили оптимизировать процесс оказания услуг, чтобы удешевить юридическое обслуживание. Добавлю, что ни одного из наших клиентов мы не бросили.

-- А никто из них не поменял вас на другую, более дешевую, юридическую фирму?

-- Были и такие, в частности, среди тех клиентов, кто работает в сфере недвижимости. К этому мы тоже отнеслись с пониманием и говорили, что сейчас это, возможно, правильное решение. А через некоторое время они к нам вернулись.

Лучшее время для обновления

-- Вы говорите, что ваша фирма смотрит в будущее с оптимизмом. А что можно сказать о коллегах по цеху?

-- По моим оценкам объем рынка юридических услуг уменьшился приблизительно на 40%. Знаю, что очень сильно пострадали те фирмы, у которых самыми популярными были практики «банковское и финансовое право», «недвижимость и строительство» и «слияния и поглощения». У нас 11 практик и это придает нам устойчивость. Тяжело пришлось фирмам с узкой специализацией в этих сферах.

-- Вы не знаете, сколько фирм закрылось, сколько юристов осталось без работы?

-- Точные цифры вам не назову, но то, что количественный состав юрфирм изменился -- это факт. Знаю по отзывам коллег, что кризис серьезно ударил по международным юридическим фирмам -- там уменьшился количественный состав сотрудников. Известно, что в некоторых фирмах перешли на неполный рабочий день или сократили заработную плату сотрудникам. Может быть, это правильное решение, поскольку идеальных рецептов борьбы с кризисом для всех юридических фирм не бывает. Некоторые фирмы объединили свои усилия. Из некоторых наоборот выделились практики во главе с партнерами, которые создали свои фирмы. Это нормальная реакция на изменения, происходящие на рынке.

-- Какими вам представляются перспективы юридического рынка?

-- Скорее всего, на несколько лет затормозится приход на украинский рынок новых международных юридических фирм. Мне известно, что до кризиса такие планы у них были. Думаю, что на несколько лет отодвинулись планы роста иностранных фирм, уже работающих в нашей стране.

-- Как кризис скажется на качестве подготовки будущих юристов? Ведь сейчас чуть ли не в каждом вузе готовят специалистов этого профиля и не всегда они получают достойное образование. Может быть, экономические проблемы в данном случае сыграют позитивную роль?

-- Не являюсь специалистом в области высшего образования в Украине, поэтому не могу дать точный прогноз. Действительно, часть вузов готовила неконкурентоспособных юристов, но работу они все-таки находили. Но если раньше был «рынок работника», то сейчас мы имеем дело с «рынком работодателя». И это не только в юридической сфере. Поэтому многим нашим молодым коллегам, которые еще только получают знания, нужно уже сейчас задуматься, чем они будут заниматься по окончании вуза. Один из моих товарищей пошутил: «Чем отличается кризис 2009-го от кризиса 1998г.? В 98-м было престижно иметь мобильный телефон, а сейчас престижно иметь рабочий».

-- Высокопоставленные зарубежные политики и известные финансисты последнее время начали поговаривать о том, что дела налаживаются, мировая экономика спасена и т. п. Вы это на себе почувствовали?

-- В какой-то степени да. Рынок оживился. Могу сказать, что мы думаем о будущем и планируем в ближайшие месяцы принять на работу несколько молодых сотрудников.

-- Но кризис -- вещь коварная, могут быть сюрпризы. Вы к такому развитию событий готовитесь?

-- Никогда не занимался экономическими прогнозами и сейчас этого делать не буду. Сегодня мы строим свою стратегию развития с учетом состояния рынка и с готовностью к изменениям. Но если они приостановят развитие одной практики, то эти же изменения дадут импульс другой практике. Кризис -- это самое подходящее время для сбалансированного обновления.
 

What's new?

Most important updates in your mail.