(The article is available in Russian only)
КОНЦЕПЦИЯ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ
Указом Президента Украины от 30 мая 2011 года № 622/2011 утверждена Концепция государственной миграционной политики (далее – «Концепция»). Концепция определяет направления, стратегические задачи государственной миграционной политики, принципы и приоритеты деятельности государственных органов в этой сфере, направления усовершенствования ее законодательного и институционального обеспечения, а также механизмы реализации Концепции.
Согласно Концепции одним из основоположных стратегических направлений реализации миграционной политики Украины является усовершенствование законодательства по вопросам миграции.
На основании и во исполнение Концепции в прошедшем 2011 году был принят целый ряд нормативных актов, которые по-новому регулируют вопросы миграционной политики Украины, а именно (в хронологическом порядке):
- Постановление Кабинета Министров Украины от 01 июня 2011 года № 567 «Об утверждении Правил оформления виз для въезда в Украину и транзитного проезда через ее территорию»;
- Приказ МВД Украины от 23 августа 2011 года № 601 «Об утверждении Порядка рассмотрения обращений относительно продления срока пребывания в Украине иностранцев и лиц без гражданства»;
- Приказ МВД Украины от 23 августа 2011 года № 602 «Об утверждении Порядка оформления и выдачи вида на временное жительство»;
- Закон Украины «О правовом статусе иностранцев и лиц без гражданства» № 3773-VI от 22 сентября 2011 года.
НОВЫЕ ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ ВИЗ ДЛЯ ВЪЕЗДА В УКРАИНУ
10 сентября 2011 года вступило в силу Постановление Кабинета Министров Украины от 01 июня 2011 года № 567 «Об утверждении Правил оформления виз для въезда в Украину и транзитного проезда через ее территорию» (далее – «Постановление № 567»). Одновременно утратили силу следующие нормативные акты:
- Постановление Кабинета Министров Украины от 20 февраля 1999 года № 227 «О введении нового Порядка оформления визовых документов для въезда в Украину»;
- Постановление Кабинета Министров Украины от 20 февраля 1999 года № 228 «О порядке оформления разрешений для въезда в Украину»;
- Постановление Кабинета Министров Украины от 09 августа 1999 года № 1457 «Об утверждении тарифов консульского сбора, взыскиваемого за оформление визовых документов для въезда в Украину».
Также, 10 сентября 2011 года вступили в силу изменения, внесенные Постановлением № 567 в Правила въезда иностранцев и лиц без гражданства в Украину, их выезда из Украины и транзитного проезда через ее территорию, утвержденные Постановлением Кабинета Министров Украины от 29 мая 1995 года № 1074, касательно перечня лиц, которые имеют право получить вид на временное жительство в Украине.
Постановление № 567, также как и утратившие силу вышеперечисленные постановления Кабинета Министров Украины, регулирует процедуру оформления иностранцам и лицам без гражданства виз для въезда на территорию Украины, транзитного проезда через ее территорию, учет и сбережение бланков визовых документов.
Следует отметить, что новые Правила оформления виз для въезда в Украину и транзитного проезда через ее территорию, утвержденные Постановлением № 567, существенно отличаются от старого порядка, утвержденного Постановлением № 227. Согласно представителям Министерства иностранных дел Украины нововведения приняты согласно современным требованиям законодательства Европейского Союза.
В частности, необходимо выделить следующие нововведения.
Новая упрощенная классификация виз
В соответствии с п. 11 Постановления № 567 вводится новая классификация виз по типам в зависимости от срока пребывания на территории Украины, а не от цели поездки (дипломатические, служебные, деловые, частные, иммиграционные и т.д.) Таким образом, количество типов виз сокращено с двадцати двух до трех.
Краткосрочная (С). Оформляется для въезда в Украину на срок не более 90 дней на протяжении 180 дней с даты первого въезда. Краткосрочная виза оформляется как разовая, двух- и многоразовая на шесть месяцев или на период, указанный в документах, являющихся основанием для оформления такой визы, но не более чем на пять лет.
Основанием для оформления краткосрочной визы является:
- приглашение установленного образца принимающей стороны, оформленное территориальным органом или подразделением Государственной миграционной службы (далее – «ГМС»);
- приглашение министерства, другого центрального органа исполнительной власти, государственного учреждения, предприятия или организации;
- договор на перевозку грузов и пассажиров автомобильным транспортом, а также лицензия на осуществление международных перевозок;
- удостоверение зарубежного украинца или его личное заявление, к которому прилагаются результаты собеседования с представителем дипломатического представителя или консульского учреждения Украины и документы или сведения, подтверждающие украинское этническое происхождение или происхождении с Украины иностранца или лица без гражданства, а супруги зарубежного украинца и его дети в случае их совместного въезда и пребывания на территории Украины подают заявление и документ, подтверждающий родственные отношения;
- документ, подтверждающий туристический характер поездки в соответствии с Законом Украины «О туризме»;
- приглашение лечебного заведения;
- документ, который подтверждает государственную регистрацию иностранной инвестиции в экономику Украины в иностранной валюте на сумму не менее чем 50 тыс. долларов США;
- подтверждение Комиссии по вопросам гуманитарной помощи при Кабинете Министров Украины о въезде иностранца или лица без гражданства с целью предоставления гуманитарной помощи или проведения благотворительной деятельности;
- приглашение религиозной организации, которое согласовано с государственным органом, который осуществил регистрацию соответствующей религиозной организации, для краткосрочного пребывания с целью проповедывания религиозных вероучений, выполнения религиозных обрядов или другой канонической деятельности;
- обращение руководителя иностранного средства массовой информации относительно оформления визы иностранному корреспонденту или представителю иностранного средства массовой информации, который въезжает в Украину для краткосрочного пребывания с целью исполнения своих служебных обязанностей;
- обращение органов государственной власти иностранных государств или международных организаций.
Долгосрочная виза (Д). Выдается с целью оформления документов, дающих право на пребывание или проживание в Украине на срок, который превышает 90 дней. Долгосрочная виза оформляется дипломатическим представительством или консульским учреждением Украины как разовая на 45 дней, если иное не предусмотрено законом, а на территории Украины – департаментом консульской службы МИД Украины как разовая, двух- и многоразовая на срок до трех лет.
Основанием для оформления долгосрочной визы является один из указанных документов:
- копия разрешения на трудоустройство иностранца или лица без гражданства;
- копия решения о предоставлении разрешения на иммиграцию, оформленного территориальным органом или подразделением ГМС;
- разрешение МИД Украины на оформление визы членам семьи лица, которому предоставлен статус беженца в Украине;
- оригинал приглашения на обучение установленного образца и в период с 15 ноября по 15 августа - ходатайство Министерства образования и науки, молодежи и спорта Украины о предоставлении визовой поддержки;
- приглашение религиозной организации, которое согласовано с государственным органом, который осуществил регистрацию соответствующей религиозной организации, для долгосрочного пребывания с целью проповедывания религиозных вероучений, выполнения религиозных обрядов или другой канонической деятельности;
- приглашение государственного учреждения, предприятия или организации, которые являются реципиентом проекта международной технической помощи;
- приглашение филиала, отделения, представительства или иного структурного центра гражданской (неправительственной) организации иностранного государства, зарегистрированной в установленном порядке;
- приглашение представительства иностранной компании, зарегистрированного в установленном порядке, заверенное Министерством экономического развития и торговли Украины;
- приглашение филиала или представительства иностранного банка, зарегистрированного в установленном порядке;
- приглашение иностранного средства массовой информации, которое согласовано с Государственным комитетом телевидения и радиовещания Укрианы;
- документ, подтверждающий цель поездки, выданный органом управления организации и проведения финальной части чемпионата Европы 2012 г. по футболу;
- обращение органов власти иностранных государств или международных организаций относительно оформления виз сотрудникам дипломатических представительств и консульских учреждений, международных организаций и их представительств, которые въезжают в Украину для долгосрочного пребывания с целью исполнения своих служебных обязанностей;
- приглашение соответствующего государственного органа, ответственного за выполнение культурных, образовательных, научных, волонтерских программ, для участия в которых иностранец или лицо без гражданства въезжает в Украину, или волонтерской организации, зарегистрированной в Украине в установленном порядке;
- документ, который подтверждает факт пребывания в браке с гражданином Украины;
- документ, который подтверждает принадлежность к членам семьи иностранца или лица без гражданства, которые имеют вид на временное или постоянное жительство в Украине (свидетельство о браке / рождении), копия соответствующего вида на временное или постоянное жительство в Украине и документа, который подтверждает наличие у иностранца или лица без гражданства достаточного финансового обеспечения для содержания членов семьи в Украине (справка о заработной плате).
Транзитная виза (В). Оформляется в случае транзитного проезда через территорию Украины в третью страну, а также транзитной перевозки грузов и пассажиров автомобильным транспортом. Транзитная виза оформляется как разовая, так и двух- и многоразовая на период, указанный в документах, являющихся основанием для оформления такой визы, но не более чем на один год, в случае если иное не предусмотрено международными договорами Украины. При этом срок пребывания на территории Украины во время каждого транзитного проезда через ее территорию не должен превышать 5 суток.
Новые тарифы консульского сбора
Пунктом 27 Постановления № 567 установлены новые единые тарифы консульского сбора за оформление виз дипломатическим представительством или консульским учреждением:
- разовая виза – 85 долларов США;
- двухразовая виза – 130 долларов США;
- многоразовая виза – 200 долларов США.
Напомним, что до вступления в силу Постановления № 567 размеры консульского сбора дифференцировались в зависимости от цели поездки и количества разрешенных въездов.
Процедура оформления виз
Постановлением № 567 утвержден единый порядок и сроки рассмотрения заявки для оформления визы. Так, решение о выдаче визы принимается в течение 15 календарных дней с момента получения полного пакета документов, а в случае необходимости проведения дальнейшей проверки, такой срок может быть увеличен до 30 календарных дней.
Постановлением № 567 предусмотрена возможность срочного оформления визы. За срочное оформление виз или оформление виз во внерабочее время, консульский сбор взимается в двойном размере.
Для получения украинской визы впервые нужно будет пройти личное собеседование. Так, согласно п. 17 Постановления № 567 во время рассмотрения заявки для оформления визы, которая подается впервые, работник уполномоченного органа проводит личное собеседование с иностранцем или лицом без гражданства.
Согласно п. 19 Постановления № 567 паспортный документ иностранца должен соответствовать таким требованиям: быть действительным не менее 3 месяцев после задекларированной даты выезда с территории Украины; содержать не менее двух свободных страниц; быть выданным не более 10 лет назад.
В случае оформления визы несовершеннолетним детям, дополнительно проверяется наличие согласия одного из родителей или законного представителя.
Основания для отказа в оформлении визы
Согласно п. 30 Постановления № 567 установлены такие, не предусмотренные ранее, основания для отказа в оформлении визы:
- неподтверждение иностранцем цели своего пребывания в Украине;
- отсутствие документов у иностранца, которые дают возможность установить его намерение покинуть территорию Украины до окончания срока действия визы;
- подача иностранцем соответствующего ходатайства.
Вместе с тем, не могут быть основанием для отказа в оформлении визы отсутствие страхового полиса у иностранца, отсутствие документов об обследовании на вирус иммунодефицита человека (в случае оформления въезда в Украину на период более 3-х мес.), предусмотренные старым порядком, утвержденным Постановлением № 227.
Важным нововведением Правил является также то, что в случае отказа в предоставлении визы иностранцу обязаны сообщить об основаниях такого отказа. Отметим, что в соответствии со старым порядком, утвержденным Постановлением № 227, в случае отказа в оформлении визы мотивы такого решения заявителю могли не поясняться.
Дополнительно, согласно Постановлению № 567 иностранец имеет право обжаловать решение об отказе в оформлении визы на протяжении двух месяцев с момента его получения, обратившись с апелляционным письмом к руководителю дипломатического представительства или консульского учреждения, которое рассматривало заявку на оформление визы. Таким образом, кроме судебного, появился ведомственный порядок обжалования отказа в выдаче украинской визы.
Вид на временное жительство
Важным нововведением является также то, что Постановление № 567 вносит изменения в Правила въезда иностранцев и лиц без гражданства в Украину, их выезда с Украины и транзитного проезда через ее территорию, утвержденные Постановление КМУ № 1074 от 29 декабря 1995 года. А именно, Постановление № 567 расширяет перечень лиц, которые имеют право получить вид на временное жительство в Украине. Так, на основании долгосрочной визы типа Д вид на временное жительство смогут получить лица, которые прибыли в Украину:
- для работы в религиозных организациях;
- для работы в общественных организациях иностранного государства;
- для работы в представительстве иностранной компании;
- для работы в представительстве иностранного банка.
Суммируя визовые нововведения, следует отметить, что сокращение типов виз до трех, единый порядок и сроки рассмотрения заявки для оформления визы, ведомственный порядок обжалования отказа в выдаче визы, безусловно, позволяют говорить об упрощении правил оформления виз для въезда в Украину.
Важным достижением является то, что Постановлением № 567 расширен перечень лиц, которые имеют право получить вид на временное жительство в Украине. Таким образом, новое миграционное законодательство упрощает правила пребывания тех категорий иностранных граждан, которые в прошлом не охватывались миграционным законом.
НОВЫЕ ПРАВИЛА ПРЕБЫВАНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ УКРАИНЫ
03 октября 2011 года вступил в силу приказ МВД Украины от 23 августа 2011 года № 601 «Об утверждении Порядка рассмотрения обращений относительно продления срока пребывания в Украине иностранцев и лиц без гражданства» (далее – «Приказ № 601»). Одновременно утратил силу приказ МВД Украины от 01 декабря 2003 года «Об утверждении Инструкции о порядке продления срока пребывания в Украине иностранцев и лиц без гражданства».
Важным нововведением является то, что согласно Приказу № 601 для продления срока пребывания иностранцы/принимающая сторона подают письменные обращения по месту жительства иностранца в территориальные органы или подразделения Государственного департамента по делам гражданства, иммиграции и регистрации физических лиц МВД Украины (далее – «ГДГИРФ») не ранее чем за десять и не позднее чем за три рабочих дня до окончания срока действия регистрации, то есть до окончания 90-дневного срока пребывания иностранца на территории Украины на протяжении 180-дневного периода с даты первого въезда.
Также, согласно Приказу № 601 срок пребывания продлевается на весь период существования оснований, указанных в заявлении о продлении, но при этом срок пребывания в Украине иностранца не должен превышать 180 дней с даты последнего въезда. Следует отметить, что перечень оснований для продления срока пребывания Приказ № 601 не содержит.
Согласно Приказу № 601 для продления срока пребывания иностранцев на территории Украины подаются такие новые документы, не предусмотренные предыдущим порядком:
- копия выписки из Единого государственного реестра (если принимающей стороной является юридическое лицо);
- копия распорядительного документа (приказа, выписки из протокола, поручения и т.д.) о назначении работников, ответственных за оформление документов иностранцам и лицам без гражданства (если принимающей стороной является юридическое лицо);
- копия вида на постоянное или временное жительство или иного документа, подтверждающего законность пребывания на территории Украины (если принимающей стороной является иностранец или лицо без гражданства), заверенная подписью владельца;
- документ о праве собственности на жилье, которое предоставляется иностранцу для дальнейшего пребывания (после предъявления возвращается), и его копия. В случае если жилье не принадлежит принимающей стороне, заявление принимающей стороны согласовывается с собственником (сособственниками) или уполномоченным им (ими) лицом, согласие которого (которых) подтверждается лично или нотариально заверенным заявлением.
03 октября 2011 года вступил в силу еще один приказ МВД Украины от 23 августа 2011 года № 602 «Об утверждении Порядка оформления и выдача вида на временное жительство» (далее – «Приказ № 602»). Следует отметить, что впервые порядок оформления и выдачи вида на временное жительство утвержден на уровне нормативного акта.
Важным нововведением является то, что согласно Приказу № 602 заявителем может быть как сам иностранец, так и уполномоченный представитель принимающей стороны. Напомним, что до вступления в силу Приказа № 602 вида на временное жительство выдавался персонально иностранцу, что требовало его непосредственного присутствия, а институт представительства при этом не допускался.
Согласно Приказу № 602 основанием для оформления вида на временное жительство может быть один из следующих документов:
- трудоустройство – оригинал и копия разрешения на трудоустройство;
- реализация проектов международной технической помощи – приглашение реципиента проекта международной технической помощи; оригинал и копия регистрационной карточки проекта международной технической помощи;
- работа в религиозных организациях – приглашение религиозной организации, заверенное Минкультуры Украины; оригиналы и копии документов регистрации организации в установленном порядке;
- работа в общественной организации иностранного государства – приглашение общественной организации иностранного государства; оригиналы и копии документов регистрации организации;
- работа в иностранном представительстве – приглашение представительства, оригиналы и копии документов регистрации представительства, копия приглашения, заверенная Министерством экономического развития и торговли Украины;
- работа в филиале или представительстве иностранного банка – приглашение филиала или представительства иностранного банка, оригиналы и копии документов регистрации банка в установленном порядке, копия приглашения, заверенная Национальным банком Украины.
Кроме вышеперечисленных документов для оформления вида на временное жительство в территориальные органы ГМС по месту жительства иностранца необходимо подать следующие документы, которые до вступления в силу Приказа № 602 не подавались:
- документ о праве собственности на жилье, где иностранец имеет право на регистрацию места жительства, и заявление иностранца о регистрации места жительства, которое рассмотрено подразделением ГМС Украины (оригиналы указанных документов после предъявления возвращаются, их заверенные в установленном порядке копии приобщаются к делу);
- копия распорядительного документа организации о назначении сотрудника, который будет отвечать за прием и оформление иностранцу документов на право жительства в Украине;
- копия паспорта уполномоченного представителя принимающей стороны, заверенная подписью владельца;
- копия извлечения из Единого государственного реестра.
Следует отметить, что Приказом № 602 не предусмотрена подача следующих новых документов, которые до вступления его в силу подавались в обязательном порядке:
- нотариально заверенная копия свидетельства о государственной регистрации;
- нотариально заверенная копия устава;
- нотариально заверенная копия справки статистики;
- оригинал справки о наличии счетов в банке;
- полис медицинского страхования иностранца;
- копия налогового номера иностранца;
- договор аренды, зарегистрированный в ЖЭКе;
- справка из ЖЭКа о членах семьи, которые зарегистрированы в арендованной квартире;
- нотариально заверенное заявление всех членов семьи, которым исполнилось 18 лет, о том, что они не возражают против временной регистрации иностранца.
Одним из важных нововведений является и то, что согласно Приказу № 602 после истечения срока действия вида на временное жительство иностранец обязан в семидневный срок сняться с регистрации по месту жительства и выехать из Украины. В противном случае, пребывание иностранца будет считаться нарушением правил пребывания, что влечет за собой административную ответственность в виде наложения штрафа в размере до 850 гривен.
Суммируя нововведения, внедренные в правила пребывания на территории Украины, следует отметить, что в целом и порядок продления пребывания на территории Украины, и порядок оформления вида на временное жительство стал более унифицированным и прозрачным, однако все же не был упрощен. Так, не все нововведения столь бесспорны. В частности, необходимость подачи правоустанавливающего документа на жилье, которое предоставляется иностранному гражданину, не всегда позитивно воспринимается собственниками такого жилья ввиду конфиденциальности такой информации. Также, подача заявления о регистрации места жительства иностранного гражданина, которое должно быть подписано самим иностранным гражданином и собственником/сособственниками жилья, а также в дополнение согласовано начальником соответствующего подразделения ГМС Украины, в целом затягивает саму процедуру как минимум на неделю.
Дополнительно хотелось бы отметить, что ввиду того, что новые правила пребывания существенно отличаются от старых, особенно это касается перечня необходимых документов, представители миграционных органов на практике зачастую не ограничиваются Приказом № 601 и Приказом № 602 и требуют в дополнение документы, предусмотренные старым порядком. Остается надеется, что такой подход будет существовать только на протяжении переходного периода, и уже вскоре не будет применяться на практике.
НОВЫЙ ЗАКОН УКРАИНЫ «О ПРАВОВОМ СТАТУСЕ ИНОСТРАНЦЕВ И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА»
26 декабря 2011 года вступил в силу новый Закон Украины «О правовом статусе иностранцев и лиц без гражданства» № 3773-VI от 22 сентября 2011 года (далее – «Закон № 3773-VI»).
Законом № 3773-VI предусматривается внесение ряда изменений в миграционное законодательство Украины, самым важным из которых является то, что Закон № 3773-VI, как и Постановление № 507, расширяет перечень лиц, которые имеют право получить вид на временное жительство в Украине. В частности, члены семей иностранцев, которые на законных основаниях пребывают на территории Украины (супруги, дети), смогут получить вид на временное жительство в Украине.
Свидетельство о браке / рождении, действующий полис медицинского страхования, виза типа Д, а также копия вида на временное жительство супруга / родителя являются основными документами, которые необходимы для получения вида на временное жительство членов семей иностранных сотрудников.
Хотелось бы обратить внимание на несогласование, которое существовало между Постановлением № 567, с одной стороны, и Законом № 3773-VI и Приказом № 602, с другой стороны. Так, согласно Постановлению № 567, члены семей иностранцев могли получить краткосрочную визу типа С, а согласно Закону № 3773-VI и Приказу № 602 для получения вида на временное жительство необходимо получить долгосрочную визу типа Д. Таким образом, вопрос о том, какой тип визы необходимо получить членам семей иностранцев для оформления вида на временное жительство в Украине оставался открытым. В то же время, Кабинет Министров Украины в конце минувшего года отреагировал на указанное несогласование, приняв Постановление от 26 декабря 2012 года № 1340 «О внесении изменений в Правила оформления виз для въезда в Украину и транзитного проезда через ее территорию и признания утратившего силу постановления Кабинета Министров Украины от 08 октября 1997 года № 1125», которое внесло ясность о необходимости получения долгосрочной визы типа Д.
Таким образом, проанализировав все законодательные изменения в целом, можно однозначно ответить, что в минувшем году миграционная политика Украины совершила значительный скачок на пути к стандартам Европейского Союза путем реформирования своего миграционного законодательства в отношении визовых правил, а также правил пребывания иностранных граждан.
Авторы: Оксана Войнаровская, Татьяна Иванович