публікації

Приватизация по-польски

30/06/2008

«Юридическая практика»

Конец 2003-го — начало 2004 года для Украины ознаменовались активным участием одной из крупнейших национальных компаний — корпорации «Индустриальный Союз Донбасса» (ИСД) — в приватизационных процессах в Центральной и Восточной Европе. В этой связи внимание «ЮП» привлек конфликт вокруг приватизации польского металлургического комбината «Хута Ченстохова», в которой корпорации ИСД противостояла компания LNM Holdings, участник недавно завершившегося приватизационного конкурса по «Криворожстали».

За юридической оценкой ситуации с приватизацией польского комбината «ЮП» обратилась к Денису Лысенко, ассоциированному партнеру адвокатского объединения «ЮФ «Василь Кисиль и Партнеры», который принимал непосредственное участие в координации юридических действий по данному проекту.

— Не секрет, что процесс продажи «Хута Ченстохова» стал одним из самых резонансных случаев в практике приватизации государственных предприятий в Польше. В чем, на ваш взгляд, особенность данной приватизации ?

— Прежде всего отмечу, что процесс продажи «Хута Ченстохова» не являлся классической приватизацией, как она определяется законодательством Республики Польша. По существу, согласно Гражданскому кодексу Польши, данная процедура может быть квалифицирована как конкурс с элементами переговоров. В то же время гражданское право Польши не содержит подробной и однозначной регламентации конкурсной процедуры продажи государственных активов, что в значительной мере стало источником ряда проблем для участников конкурса.

Итак, в июне 2003 года корпорацией ИСД была подана первая оферта на приобретение компании «Хута Стали Ченстохова» (ХСЧ) — оператора польского металлургического завода «Хута Ченстохова». Помимо корпорации ИСД аналогичные оферты были поданы тремя другими иностранными инвесторами: компанией LNM Holdings (Голландские Антильские о-ва), компанией Steel Capital (США) и компанией ISPAT (Индия).

Конкурс проходил в несколько этапов, в ходе которых был расширен и сам предмет конкурса — кроме ХСЧ осенью 2003 года к продаже были предложены производственные активы «Хута Ченстохова». Организаторами конкурса выступили финансовое общество «Силезия» и сам металлургический завод — АО «Хута Ченстохова», причем учредителем обоих организаторов выступает Министерство государственного имущества Польши. По результатам ряда промежуточных этапов из четырех участников были отобраны два — корпорация ИСД и LNM Holdings.

— Каким образом осуществлялся дальнейший выбор победителя конкурса ?

— 30 января 2004 года победители промежуточных этапов подали окончательные оферты в соответствии с требованиями организаторов конкурса. Комиссия по оценке конкурсных предложений закончила рассмотрение данных заявок, по сообщениям прессы, уже 4 февраля текущего года. Выводы комиссии сводились к рекомендации организаторам конкурса принять предложения корпорации ИСД и провести с ней переговоры о заключении договоров купли-продажи в отношении долей ХСЧ и производственных активов «Хута Ченстохова».

Тут следует отметить, что, в соответствии с условиями конкурса, согласие Министерства госимущества Польши как учредителя обоих организаторов является необходимым условием для определения победителя. 20 февраля 2004 года стало известно, что Министерством, по сути, был осуществлен выбор одного из участников в качестве победителя. И, вопреки обоснованным ожиданиям специалистов, этим участником стала LNM Holdings. Уже 23 февраля организаторы конкурса направили в адрес корпорации ИСД письменное уведомление о выборе компании LNM Holdings для проведения эксклюзивных переговоров по заключению договоров относительно предмета конкурса.

— Чем, на ваш взгляд, был вызван такой радикальный поворот событий?

— Как корпорации ИСД стало известно из прессы, а впоследствии — подтверждено документально, 4 февраля 2004 года, то есть в день рассмотрения конкурсных предложений, компанией LNM Holdings было направлено письмо в адрес вице-премьер-министра Польши относительно участия данной компании в конкурсе. Содержание письма сводилось к предложению компании LNM улучшить финансовые условия своего конкурсного предложения по сравнению с аналогичными предложениями корпорации ИСД. Иначе говоря, можно сделать вывод, что одному из участников конкурса стали известны предложения другого, а затем первый предпринял попытку улучшить свое предложение вне рамок конкурса, что, безусловно, является нарушением процедуры конкурса.

— Чем руководствовались организаторы конкурса и Министерство госимущества Польши при принятии своего решения ?

— В целом, мотивы Министерства госимущества Польши и организаторов конкурса относительно выбора инвестора для «Хута Ченстохова» нельзя назвать обоснованными.

Первым недостатком конкурсного предложения ИСД признавались обязательства по увеличению производственных мощностей «Хута Ченстохова», что, по мнению Министерства, якобы противоречит Договору о присоединении Польши к ЕС.

Помимо этого решение в пользу LNM Holdings обосновывалось способностью компании LNM Holdings как инвестора в приватизации самого крупного польского металлургического завода «Польские Хуты Стали» обеспечить синергию, то есть эффективное сотрудничество между указанным ранее приватизированным заводом и комбинатом «Хута Ченстохова» в части производства продукции.

Еще одним аргументом за LNM Holdings послужила политика ограничения «польско-польской» конкуренции, которую отстаивало Министерство госимущества Польши. Очевидно, что последовательная реализация данной «политики» может иметь место только в случае продажи обеих металлургических комбинатов одному и тому же инвестору.

— Правомерно ли данное обоснование, и какова была реакция корпорации ИСД на подобные аргументы?

— При оценке корректности и правомерности приведенного обоснования корпорация ИСД обратила внимание польского правительства на несоответствие подобной аргументации как законодательству Республики Польша, так и международно-правовым нормам.

Во-первых, ограничения, установленные в Протоколе 8 к упомянутому договору о присоединении Польши к ЕС (относительно металлургической промышленности Польши), касаются исключительно компаний, получавших согласованную с ЕС государственную помощь от польского правительства. В числе этих компаний — «Польские Хуты Стали», однако завод «Хута Ченстохова» в списке компаний — получателей государственной помощи не значится. Соответственно, согласно положениям Протокола 8, на завод «Хута Ченстохова» не распространяются упоминаемые Министерством госимущества Польши ограничения по увеличению производственных мощностей.

Что касается аргумента о необходимости обеспечения синергии между польскими предприятиями металлургической промышленности, то это требование ни разу не упоминалось организаторами конкурса в качестве критерия для оценки конкурсных предложений, несмотря на то что конкурс включал несколько промежуточных этапов.

Безусловно, предложение ИСД включало в себя инвестиции в увеличение производственных мощностей на каждом из этапов проведения конкурса, что было известно организаторам с самого начала конкурса. Более того, предложения компании LNM Holdings, как Корпорации ИСД стало известно из открытых источников, также содержали предложения по увеличению производственных мощностей на заводе после покупки. Таким образом, приведенная аргументация не может рассматриваться как критерий для принятия решений по оценке предложений и по выбору победителя конкурса.

— Какова была реакция политических сил обоих государств на развитие событий вокруг приватизации «Хута Ченстохова»?

— Президент Украины отдал распоряжение премьер-министру и министру иностранных дел установить, не допускались ли в ходе процедуры конкурса нарушения в части дискриминации украинского инвестора. Реакцией польского правительства на официальные обращения Украины стало инициирование расследования процедуры проведения конкурса, для чего была создана специальная правительственная комиссия. Согласно ее выводам, процедура конкурса содержала существенные нарушения законодательства, а также юридические дефекты, которые могут послужить основанием для оспаривания результатов конкурса любой из заинтересованных сторон.

Помимо этого план реструктуризации «Хута Ченстохова», на основе которого проводился конкурс, стал предметом внимания со стороны Европейской комиссии по вопросам государственной помощи. Впоследствии, 19 мая 2004 года, Еврокомиссия начала официальное расследование в отношении соответствия плана реструктуризации «Хута Ченстохова» положениям права ЕС о государственной помощи. Сразу отмечу, что решение Европейской комиссии, независимо от времени его вынесения, вполне вероятно, не будет касаться определения победителя конкурса, хотя может повлиять на ценовые параметры сделки.

— Можно ли считать конкурс по «Хута Ченстохова» официально завершенным? Каков его итог?

— Безусловно, конкурс не завершен. С учетом упомянутых ранее обстоятельств 29 апреля 2004 года министр госимущества Польши выдал инструкции обоим организаторам конкурса относительно признания конкурса не состоявшимся. В обоснование такого решения были приведены выводы правительственной комиссии относительно процедуры конкурса, а также необходимость рассмотрения в Еврокомиссии вопросов государственной помощи в связи с процессом реструктуризации «Хута Ченстохова». Тем не менее официального решения о завершении конкурса либо признании его не состоявшимся в настоящий момент организаторы конкурса не приняли. Кроме того, корпорация ИСД решила обратиться в суд, результатом чего стало принятие обеспечительных мер в отношении имущества «Хута Ченстохова», хотя на начальном этапе ИСД не была склонна к использованию судебных процедур разрешения имевшего место конфликта.

Сам иск в Окружной суд г. Ченстохова был подан корпорацией ИСД 17 мая 2004 года. В нем сформулированы требования о возмещении расходов корпорации, понесенных в связи с участием в конкурсе, а также об установлении судом того факта, что предоставление компании LNM Holdings права эксклюзивного ведения переговоров о заключении договоров с организаторами конкурса имело место с нарушением права. Кроме того, целью подачи искового заявления можно назвать стремление корпорации ИСД продолжить участие в названном конкурсе, более того, одержать в нем победу, а прежде всего — получить надлежащую юридическую оценку данного конкурса и его результатов.

— Какова роль юридических советников в конкурсе по «Хута Ченстохова» ?

— Следует отметить, что юридические услуги, связанные с участием в конкурсе по «Хута Ченстохова», корпорации ИСД предоставляла и продолжает предоставлять известная польская юридическая фирма «Кунахович, Слюсарек и Партнеры» (г. Варшава). Однако ввиду возникших в ходе конкурса осложнений к данному проекту были привлечены и другие юридические советники по различным направлениям, в том числе бельгийский офис международной юридической фирмы Hammonds и адвокатское объединение «Василь Кисиль и Партнеры». Нашей задачей стала координация действий привлекаемых юристов и всесторонний правовой анализ предлагаемых клиенту действий.

Результаты нашего сотрудничества с «Кунахович, Слюсарек и Партнеры» воплотились, кроме прочего, в упомянутое выше решение Окружного суда г. Ченстохова об обеспечительных мерах. Параллельно, в ходе консультаций с Hammonds, проведен анализ ряда других вопросов, в той или иной мере влияющих на процедуру и результаты конкурса, в частности связанных с применением норм права ЕС о конкуренции.

На сегодня корпорация ИСД остается по-прежнему заинтересованной в успешном завершении данного проекта и вполне очевидно, что и в дальнейшем для этих целей будут предприниматься все необходимые юридические и практические действия, о сути которых мы сможем рассказать заинтересованным читателям несколько позже.

Що нового?

Найважливіша аналітика у вашій пошті.

більше аналітики

04/11/2019

2 листопада почав діяти Закон "Про внесення змін до деяких законодавчих актів України щодо захисту права власності" №159-IX ("Закон"). Мета Закону – захистити право власності на майно, у тому числі корпоративні права, під час реєстраційних дій...

Володимир Ігонін

09/11/2018

Володимир Ігонін, Таїсія Асадчих для Getting The Deal Through

Володимир Ігонін