публікації

Україна може домагатися арешту суден, що заходять до кримських портів

29/07/2014

Олег Альошин

Партнер, адвокат

Енергетика та природні ресурси,
Міжнародний арбітраж

Украина может эффективно добиваться запрета захода судов в порты Крыма посредством использования инструментов, предусмотренных Международным кодексом по охране судов и портовых средств, в частности, требовать ареста входивших в крымские порты судов в любом порту мира, считает партнер ЮФ "Василь Кисиль и Партнеры" Олег Алешин.

"Украина обладает достаточно широким спектром правовых инструментов для защиты своих интересов, вплоть до ареста судов, нарушающих режим оккупированной территории, в любом украинском порту и любом порту в мире в соответствии с международным морским правом. Также Украина может эффективно добиться запрета захода судов в порты Крыма посредством использования инструментов, предусмотренных Международным кодексом по охране судов и портовых средств. Есть все основания полагать, что формально Международная морская организация (IMO), будучи специализированным агентством ООН, не будет признавать свидетельства о соответствии указанному кодексу, выданное судну или крымскому порту в обход украинских властей", - сказал он агентству "Интерфакс-Украина".

О.Алешин напомнил, что 15 июля текущего года вступил в силу приказ Министерства инфраструктуры №255 о закрытии для международного судоходства морских портов в Евпатории, Керчи, Феодосии, Ялте и Севастополе. Соответствующая информация была предоставлена Украиной секретариату IМО, ее членам и представителям иностранных компаний, аккредитованных при IМО.

Кроме того, 27 апреля вступил в силу закон "Об обеспечении прав и свобод граждан и правовой режим на временно оккупированной территории Украины". Этим законом Уголовный кодекс Украины дополнен статьей, которая описывает такой состав преступления, как нарушение порядка въезда на временно оккупированную территорию Украины и выезда с нее, предусматривающий уголовную ответственность за нарушение режима въезда на оккупированную территорию - до 5 лет с конфискацией транспортного средства.

"На практике, иностранные суда, за небольшими исключениями, перестали заходить в крымские порты еще в конце марта - после принятия резолюции Генеральной ассамблеи ООН, в которой та призвала государства, международные организации, в том числе IMO, являющуюся структурой ООН, и другие институты не признавать любое изменение статуса Крыма и Севастополя и воздержаться от любых действий, которые могут интерпретироваться как признание смены этого статуса", - сказал он.

В то же время, О.Алешин отметил, что "несмотря на запрет украинских властей, отдельные иностранные суда в крымские порты все же заходят".

"До арестов и штрафов пока не дошло, но определенными неприятностями для них это все же оборачивается. Например, зашедший в Феодосию турецкий танкер Huseyn Javid не смог зайти в Одессу и встал на рейде Ильичевского порта, откуда также был вынужден уйти благодаря усилиям активистов общественных организаций. Сообщается также, что в связи с недавним заходом турецкого круизного лайнера Adrianа в порт Севастополя органы прокуратуры Турции начали расследование. Насколько мне известно, после официального обращения в Министерство иностранных дел Украины, посольство Украины в Турции и Генконсульство Украины в Стамбуле, лайнер Adrianа отменил заходы в Севастополь", - сказал юрист.

См. подробнее на Interfax-Украина.

Що нового?

Найважливіша аналітика у вашій пошті.

більше аналітики

19/06/2025

Повномасштабна військова агресія Російської Федерації проти України спричинила для українського бізнесу значні втрати. Шукаючи ефективні правові механізми відшкодування, низка компаній подала позови до українських судів проти РФ про стягнення завданої шкоди, розраховуючи згодом домогтися визнання та примусового виконання таких рішень в іноземних юрисдикціях.

Олег Альошин, Іван Явнич, Таїса Поетова

08/11/2021

Стаття доступна англійською мовою

Олег Альошин